РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья отражает результаты проведенного авторами научного исследования и опыта практической работы с подростками. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о жизненных перспективах и рекомендации по организации и содержанию психолого-педагогической работы, направленной на формирование полноценной жизненной перспективы подростков, проживающих в государственных учреждениях. Такая работа должна явиться важным направлением развивающей и коррекционной деятельности учреждения, воспитывающего подростков, попавших в непростую жизненную ситуацию — оставшихся без попечения семьи. Психологическое сопровождение формирования представлений о жизненных перспективах позволит подросткам выработать гораздо более адекватные представления о себе, своих возможностях, жизненных перспективах, научиться планированию событий собственной жизни. Психологическая работа по формированию адекватных представлений о жизненных перспективах с подростками, воспитывающимися вне семьи, поможет создать предпосылки для преодоления данной категорией подростков связи между «неблагополучным прошлым и настоящим» и «неблагополучным будущим», и будет способствовать в будущем более благополучной самостоятельной жизни.

Ключевые слова:
перспектива будущего подростков, развитие личности подростков, воспитывающихся в государственных учреждениях, коррекция неблагоприятных вариантов оценки подростками жизненных перспектив.
Текст

Актуальность

Важность исследования жизненных перспектив определяется той ролью, которую они играют в решении человеком жизненных задач, социальной адаптации и развитии личности [1, 2, 4, 5]. Несмотря на то, что изучение жизненных перспектив является предметом психологических исследований в целом ряде работ, конкретное психологическое содержание составляющих ее конструктов на разных этапах жизненного пути и у лиц, относящихся к разным социальным группам, остается малоисследованным.

В связи с этим возрастает значимость содержательного анализа представлений о прошлом, настоящем и будущем у особой категории подростков, которые в силу разных обстоятельств, остались без попечения родителей. Изучение закономерностей средовых условий на формирование и трансформацию представлений о жизненных перспективах детей и подростков открывает возможности для их целенаправленного формирования, а в случае необходимости и коррекции.

Переживание детьми негативного опыта проживания в родительской семье и отлучение от неё, не способствует построению в будущем собственной гармоничной семьи и в целом благополучной социализации личности. Для оказания эффективной психологической помощи важно разобраться в репрезентациях событий прошлого, настоящего и будущего, которые формируются в детском и подростковом возрасте в условиях семейной депривации [3, 4].

Проблема

Низкие показатели «жизненной успешности» выпускников государственных воспитательных учреждений не могут на беспокоить общество. Несмотря на педагогическое внимание и материальные затраты, но без полноценной семьи, очень часто не удается сформировать личность готовую к самостоятельной продуктивной жизни [2]. Известно, что неблагоприятные обстоятельства семейной жизни (распад, потеря семьи) оказывают негативное влияние на формирование личности, но что именно происходит «в душе» оставшегося без семьи подростка во многом остается малоизученным.

Научные модели неблагоприятных вариантов формирования личности подростков в условиях семейной депривации не являются достаточно структурированными и позволяющими организовать научно обоснованную систему психологической поддержки формирования конструктивных и коррекции неконструктивных представлений о перспективах прошлого, настоящего и будущего.

Проблема состоит в том, что оказание эффективной психологической поддержки или коррекции неблагоприятных представлений о собственных жизненных перспективах возможно только в условиях ясного понимания особенностей их деформации. Без такого понимания психологическая работа может оказаться недостаточно целенаправленной, а потому и недостаточно эффективной.

В данной статье представлены результаты изучения 110 испытуемых подросткового возраста. Экспериментальную группу образовали 50 подростков в возрасте от 12 до 14 лет включительно, оставшихся без попечения родителей, проживающих в трёх государственных учреждениях. Контрольную группу образовали 60 подростков, проживающих в семье, в возрасте от 12 до 14 лет включительно. Выборки испытуемых не имели значительных различий по половым (UЭмп = 1430) и возрастным (UЭмп = 1360.5) признакам.

Методы исследования

В исследовании был использован комплекс психологических методик.

1) «Метод мотивационной индукции» (Ж. Нюттен);

2) «Оценивание пятилетий жизни» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);

3) «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (А.М. Прихожан);

4) «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (А.М. Прихожан);

5) «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова);

6) «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова);

7) «Самооценка» (Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн);

8) «Распределение времени» (О.Н. Жильцова);

9) анкета «Я и мое будущее» (О.Н. Жильцова);

10) анкета «Представления о будущем» (О.Н. Жильцова).

Результаты эмпирического исследования

В результате эмпирического исследования выделены в общей сложности 26 особенностей. Среди них: особенности представлений о разных компонентах жизненных перспектив (темпоральной ретроспективе, актуальном настоящем, темпоральной проспективе) и трансспективе; особенности личности подростков и особенности связей между темпоральной транспективой и особенностями личности подростков, оставшихся без семьи.

 

Список литературы

1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.

2. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект [Текст]; отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2015. — 668 с.

3. Солдатов Д.В. Мотивационный компонент образа будущего у подростков [Текст] / Д.В. Солдатов, О.Н. Жильцова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2017. — № 1. — С. 34–40.

4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез [Текст]: монография / Н.Н. Толстых. — Смоленск-М., 2010.

5. Wood J.V. Theory and research concerning social comparison of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. Vol. 106. P. 231–248.

Войти или Создать
* Забыли пароль?