ОТВОД ЗЕМЕЛЬ ПОД МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЧЕРНУШИНСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с проводимой политикой импортозамещения сельскохозяйственной продукции за последнее время в Российской Федерации и её регионах идет исполнение значительного количества производственных программ в области сельского хозяйства. В работе рассмотрены динамика отвода земель под малые формы хозяйствования в Чернушинском районе, который является пилотным районом Пермского края в области сельского хозяйства.

Ключевые слова:
малые формы хозяйствования, отвод земельных участков, землеотвод, государственные и региональные программы, Пермский край.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Чернушинский район относится к числу территорий Пермского края с наиболее благоприятными агроклиматическими условиями для развития сельского хозяйства. Район расположен на крайнем юге края и граничит с Республикой Башкортостан. Площадь района составляет 1676 км2 . В Чернушинском районе 76 населенных пунктов в составе 1 городского и 14 сельских поселений [7]. Неотъемлемой частью земельного фонда РФ являются земли сельскохозяйственного назначения. Они играют важную роль в экономике страны. Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает различные целевые программы для этой категории земель и земель иных категорий, занятых под сельскохозяйственным производством. Существуют государственные и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования, которые осуществляются в Пермском крае, так и в самом Чернушинском районе. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского развития в стране. Целью реализации этих программ является повышение доходов и уровня жизни сельского населения в крае на основе устойчивого развития сельскохозяйственного производства и обеспечения занятости населения [8, 9].
В рамках государственных и региональных программ предусмотрены следующие виды поддержки малых форм хозяйствования:
• поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций [1];
• государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования [4];
• поддержка начинающих фермеров [2];
• оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств [3].
Таким образом, государственные программы в области развития сельского хозяйства, реализуемые в Пермском крае (и в Чернушинском районе), направлены на системную поддержку малых форм хозяйствования. Эти формы рассматриваются как альтернатива крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Тем самым в Чернушинском районе возрастает количество малых форм хозяйствования. К малым формам хозяйствования относятся:
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• землепользования индивидуальных предпринимателей, занятых под сельскохозяйственное производство;
• личные подсобные хозяйства граждан;
• сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек).
Отвод земель под малые формы хозяйствования в районе осуществляется в основном за счет фонда перераспределения земель находящегося в муниципальной собственности. Таким образом, площадь фонда перераспределения земель снижается, земли начинают использоваться более эффективно.
Наибольшую площадь земельного фонда района занимают земли сельскохозяйственного назначения (76,06%). Чернушинский район является одним из пилотных районов Пермского края в области сельского хозяйства. Выполнение государственных и региональных программ в Пермском крае отмечается увеличением количества субъектов малых форм хозяйствования (табл. 1).
Таблица 1
Количество субъектов в составе малых форм хозяйствования в Чернушинском районе, штук
Наименование хозяйствующих субъектов
2013 год
2014 год
2015 год
Крестьянское (фермерское) хозяйство
95
99
103
Личное подсобное хозяйство
7138
7229
7340
Индивидуальные предприниматели (исключая крестьянские (фермерские) хозяйства)
259
261
266
Из таблицы 1 видно, что значительно увеличивается количество предпринимателей, занятых личным подсобным хозяйством. Сравнив данные за 2013 г. и 2015 г., можно выявить, что их прирост увеличился на 202 человека.
Увеличение количества предпринимателей занимающихся сельским хозяйством в виде малой формы хозяйствования требует предоставления дополнительных земельных участков для этих нужд (табл. 2).
Таблица 2
Количество земельных участков под малые формы хозяйствования (шт)
Годы
Малые формы хозяйствования
КФХ
ЛПХ
ИП
2013
120
8102
275
2014
125
8193
277
2015
130
8304
282
По таблице 2 наблюдается тенденция увеличения количества земельных участков занятых под малыми формами хозяйствования в области сельского хозяйства и находящихся в собственности предпринимателей.
В таблице 3 приведено сравнение изменений малых форм хозяйствования по площадям земельных участков в Чернушинском районе Пермского края.
Таблица 3
Площади земельных участков, га
Годы
Малые формы хозяйствования
КФХ
ЛПХ
ИП
2013
2054
3302
208
2014
3435
3303
208
2015
3711
3312
244
По данным таблицы 3 особые изменения были выявлены в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.
Урожайность зерновых культур зависит от многих факторов: технологии выращивания, климата, сорта и других факторов, прежде всего от плодородия почвы и погодных условий. В таблице 4 представлены посевные площади зерновых культур по России в целом, по Пермскому краю и Чернушинскому району [5].
Таблица 4
Посевные площади зерновых культур, тыс.га
Годы
2013
2014
2015
РФ
45826,5
46220,4
46642,5
Пермский край
268,1
243,8
248,3
Чернушинский район
10,5
10,7
11,3
Данные таблицы 4 показывают, что посевные площади в Пермском крае за 2014 – 2015 гг. уменьшились по сравнению с 2013 г., в то время как в РФ и Чернушинском районе эти площади возрастают с каждым годом.
Как было сказано, Чернушинский район является одним из наиболее развитых в области сельского хозяйства Пермского края. Увеличение площадей сельскохозяйственного использования в районе достигнуто за счет отвода земель под малые формы хозяйствования. Земли государственной и муниципальной собственности переходят в собственность физических и юридических лиц [6]. Из всего сказанного можно действительно считать Чернушинский район пилотным в решении ряда направлений принятых государственных программ на территории Пермского края.

Список литературы

1. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы: Приказ от 24 июня 2015 г. № 623 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: //base.garant.ru. (дата обращения: 09.03.2018)

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: Приказ от 31 октября 2011 г. № 874 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: //gp.specagro.ru. (дата обращения: 09.03.2018)

3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров: Приказ от 28 февраля 2012 г. № 166 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: //normativ.kontur.ru. (дата обращения: 09.03.2018)

4. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: Приказ от 28.12.2012 № 1460 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: //legalacts.ru. (дата обращения: 09.03.2018) 5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электрон. ресурс] . – Режим доступа: //agro.permkrai.ru. (дата обращения: 09.03.2018)

5. Беличев А. А. Возможные пути решения вопросов землепользования в современном АПК // Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания кафедры «Землеустройство и кадастры» и 70-летию со дня рождения основателя кафедры, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Туктарова Б. И. – Саратов, 2015. – С. 21-23.

6. Географическое положение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //wikipedia.org/Чернушинский район. (дата обращения: 09.03.2018)

7. Гусев А. С. Новые подходы при подготовке специалистов в области землеустройства и кадастров / А. С. Гусев, А. А. Беличев, Т. А. Евдокимова // Коняевские чтения – 2013 : матер. междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГАУ, 2014. – С. 130–132.

8. Сенькова Л. А. Эколого-геологический кадастр – информационный ресурс рационального природопользования / Л. А. Сенькова, А. О. Киселева, М. Ю. Карпухин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12/6. – С. 1113-1116.

Войти или Создать
* Забыли пароль?