В статье в сравнительном плане представлены подходы российских и американских авторов к определению содержания поликультурного образования. Автор акцентирует внимание на том, что поликультурное образование может служить действенной силой диалогического сотворчества разных народов, несмотря на их культурные особенности, обеспечивая конструктивное общение представителей различных наций и культур.
поликультурное образование; содержание поликультурного образования; национальное образование; интернациональное воспитание; билингвальное обучение.
Проблема поликультурного образования является сегодня одной из самых насущных не только для отечественной, но и мировой педагогической науки. Актуальность вопросов, которые рассматривает поликультурное образование, подтверждается тем фактом, что количество научных публикаций на эту тему ежегодно растет, а в темах диссертаций по педагогике все чаще встречается определение «поликультурный».
Поликультурное образование затрагивает вопросы, которые возникают всегда, когда дело касается человеческих взаимоотношений, а именно терпимость к иной идентичности (культурная, этническая, религиозная или др.), расизм, сегрегация, дискриминация любого вида, экономическое и социальное неравенство, психология отдельных этнических или профессиональных групп, взаимоотношения между полами и др. Сегодня некоторые из них осмысливаются иначе, выявились новые проблемы, которые вызваны обострением старых и появлением новых конфликтов на этнической, религиозной, политической, экономической, языковой, родовой и половой основе.
В нашей стране пока поликультурное образование не возведено в ранг национальной политики в области образования, но ежегодно проводятся национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; созданы научные лаборатории, а также на базе некоторых учебных заведений открыты экспериментальные площадки, где апробируются программы поликультурного образования, разрабатываемые в этих учебных заведениях.
Как справедливо отмечает А.Н. Джуринский, в современном мире возможны «две взаимоисключающие судьбы отдельных народов», т.е. ведущий этнос либо «…раздавит самобытную культуру и образованность малых этносов, либо возможен конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитание и образование» [5]. На наш взгляд, поликультурное образование призвано обеспечить этот конструктивный межэтнический диалог.
Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам [10, c. 3, 4].
Таким образом, в России поликультурное образование и воспитание явились демократическим ответом на потребности многонационального населения страны.
1. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 22—29.
2. Бессарабова И.С. Мультикультурное образование в США: концепция Джеймса Бэнкса // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. — (Сер. «Педагогика»). — 2008. — № 2. — С. 25—32.
3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М.: Нар. образование, 1999.
4. Ляшеко О.В. Проблема совершенствования образовательной и воспитательной деятельности с учетом специфики Северо-Кавказского региона: текст доклада интернет-конференции СГУ 29 октября 2003 г. URL: http: // www. etnosfera. ru/ ecentr.php (дата обращения: 20.01.2013).
5. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 3—10.
6. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение. URL: http: //www. etnosfera. ru/ecentr.php (дата обращения: 23.01.2013).
7. Тишков В.А. Понимание и управление этнокультурным многообразием. URL: http://www.etnosfera.ru/ecentr.php (дата обращения: 23.01.2013).
8. Толерантность / под общ. ред. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2004.
9. Уваров М.С. Поликультурный синтез как парадигма гуманитарного образования. URL: http://www. etnosfera.ru / ecentr. php (дата обращения: 25.01.2013).
10. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России. URL: http://tatar-history.narod.ru/federal.htm (дата обращения: 25.01.2013).
11. Цыбанев Н.П. Повышение квалификации педагогов гимназии для реализации поликультурного образования: дис. …канд. пед. наук. — Ростов-н/Д, 2002.
12. Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education (3rd ed.). — New York: Longman, 2000.
13. Valimaa J. Indigenous minorities in higher education. — Boston: Houghton Mifflin, 2000. — 467 p.
14. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. — 1999. — № 2. — С. 3—9.
15. Гукаленко О.В. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве // Поликультурное образование и национальная школа: Мат-лы «круглого стола» науч.-метод. журнала «Педагогика» (Белогорск, 18—19 ноября 2004 г.). — Симферополь, 2004. — С. 30—36.
16. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. — М.: Прометей, 2002.
17. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. …канд. пед. наук. — М., 2000.
18. Краснов И.Л. Многокультурное образование в учебных заведениях США: дис. …канд. пед. наук. — Петрозаводск, 2004.
19. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение. URL: http: //www. etnosfera. ru/ecentr.php (дата обращения: 23.01.2013).
20. Crawford J. Bilingual education: history, politics, theory and practice. — Los Angeles: Bilingual Education Services, 1999.
21. Schechter S., Cummins J. Multilingual education in practice: using diversity as a resource. — Portsmouth, NH: Heinemann, 2003.
22. U.S. Department of Education. National Center for Education Statistics. The condition of education. — Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 2004.