Россия
В статье производится обзор актуальных проблем графической подготовки в технических вузах. В рамках диссертационного исследования проведено ранжирование выявленных проблем. Для сравнения актуальности информации мониторинга, проведенного в 2009 г., используются материалы интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки.
графическая подготовка, образовательные стандарты, информационные технологии, управление качеством обучения.
В последние годы проблемы инженерного образования в России находятся под постоянным вниманием общественности, педагогического сообщества, руководства страны и широкой общественности. Но до сих пор нельзя констатировать благополучие в области обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами. Взаимодействие вузов и предприятий в области инженерно-технической кооперации, необходимость повышения квалификации преподавателей инженерно-технических дисциплин, развитие материально-технической базы вузов — от решения этих вопросов зависят качество высшего технического образования и конкурентоспособность молодых технических специалистов, являющихся гарантом построения инновационной экономики России.
Современная система высшего профессионального образования функционирует в условиях действия федеральных государственных стандартов третьего поколения. Проводимая реформа затрагивает все стороны учебной деятельности, включая переход на двухуровневую систему подготовки и массовое введение бакалавриата, реализацию новой идеологии в подготовке выпускников в форме компетентностного подхода, сокращение аудиторных занятий в фундаментальной подготовке студентов и увеличение доли самостоятельной работы, требования к внедрение IT- и дистанционных технологий в образовательный процесс и др. [5, 20]. В структуре образовательных программ подготовки выпускников в области техники и технологии по сравнению с традиционными программами инженерной подготовки специалистов произошли существенные изменения. В большой мере это коснулось дисциплин естественно-научного цикла, в том числе и графических (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики). В силу этого не ослабевает внимание к анализу и решению проблем качества базовой геометро-графической подготовки (ГГП) студентов. Автор занимается мониторингом проблем в данной области со времени работы над докторской диссертацией [16], на основе прошлых исследований проводит ранжирование проблем графической подготовки [19], а также трансформирует их в сегодняшнюю реальность.
Первоначальный анализ проблем текущего состояния базовой графической подготовки был проведен на основании обзора материалов, представленных в регулярном межвузовском научно-методическом сборнике за 2009 г. «Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации» [15], издаваемом Саратовским государственным техническим университетом, а также сборнике статей Международной научно-методической конференции «Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании» [12], прошедшей в июне 2009 г. на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В рамках конференции был проведен очередной Всероссийский семинар-совещание заведующих кафедрами геометро-графических дисциплин, где традиционно обсуждались концептуальные вопросы графического образования студентов высшей школы, педагогические методы преподавания графических дисциплин, инновационные технологии обучения, научные проблемы начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Исходя из соображений, что в рамках обсуждений поднимаются наиболее наболевшие вопросы, было проведено ранжирование проблем, затрагиваемых авторами в исследуемых публикациях. На рис. 1 представлен полученный рейтинг актуальности проблем графической подготовки. Высота диаграммы соответствует проценту публикаций, обсуждающих данную проблему, от общего числа рассмотренных публикаций.
1. Абрамчук В.Е. Применение современных методов проектирования в ОАО «Авиадвигатель» // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/25/ (дата обращения: 1.04.2014).
2. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Инновационные подходы при обучении геометрическому моделированию // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/6/ (дата обращения: 1.04.2014).
3. Болбат О.Б., Петухова А.В. О системе непрерывной графической подготовки // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012 /papers/67/ (дата обращения: 14.03.2014).
4. Бульбович Р.В., Столбова И.Д. Практика дистанционного обучения на аэрокосмическом факультете // Высшее образование в России. 2011. № 7. С.103–109.
5. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/67/ (дата обращения: 1.04.2014).
6. Горнов А.О. Базовая инженерная геометро-графическая подготовка на основе 3D-моделирования (содержательная часть) / А.О.Горнов, Л.В.Захарова, Е.В.Усанова, Л.А. Шацилло // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/78/ (дата обращения: 1.04.2014).
7. Горнов А.О., Шацилло Л.А. Геометро-графическая составляющая естественной фрактальной структуры инженерной подготовки // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/34/ (дата обращения: 1.04.2014).
8. Князева Е.В. К вопросу о графической подготовке в системе непрерывного образования «школа-вуз» // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/67/ (дата обращения: 1.04.2014).
9. Лалетин В.А., Столбова И.Д., Столбов О.В. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде интернет-конференции // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 1. С. 54–59.
10. Мокрецова Л.О., Бычкова И.В., Головкина В.Б. Модульный принцип графической подготовки в вузах // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/67/ (дата обращения: 1.04.2014).
11. Мошкова Т.В., Ротков С.И. Применение информационных технологий при организации учебного процесса по геометро-графическим дисциплинам // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/41/ (дата обращения: 1.04.2014).
12. Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании: сборник статей Международной научно-методической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009.
13. Рукавишников В.А., Халуева В.В. Проблемы современного этапа развития визуально-образного моделирования // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/88/ (дата обращения: 01.04.2014).
14. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/4/ (дата обращения: 01.04.2014).
15. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: межвузовский научно-методический сборник. Саратов: Изд-во СГТУ.
16. Столбова И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода (на примере графической подготовки студентов): Автореф. дис. … д-ра техн. наук. М.: МИСиС, 2012.
17. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 88–95.
18. Столбова И.Д. Выявление состава актуальных компетенций графической подготовки // Проблемы качества графической подготовки в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПермГТУ, 2010. C. 14–21.
19. Столбова И.Д. Обзор актуальных проблем графической подготовки в высшей школе: Сборник трудов Международной научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. М.: Изд-во МИТХТ, 2010. С. 118–135.
20. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 10–20.
21. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 55–61.
22. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/2/ (дата обращения: 1.04.2014).
23. Ярошенко О.В., Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера // IV Межд. интернет-конф. КГП-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/48/ (дата обращения: 1.04.2014).
24. Laletin V.A., Stolbov O.V., Stolbova I.D. Upgrading of the information and communication competence of instructors in the environment of an internet conference // Russian Education and Society. 2012. Т. 54. № 5. С. 65–76.