ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются актуальные проблемы предупреждение, выявления и раскрытия преступлений на объектах железнодорожного транспорта, акцентируется внимание на их особом значении в системе экономической безопасности Российской Федерации. Так же авторы отмечают, что хищения, сбои в нарушении движения транспорта автоматически наносят удар и по другим отраслям экономики, что может привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности государства. Объекты железнодорожного транспорта относятся к источникам повышенной опасности, и несанкционированное вмешательство в эту сферу ведет не только к сбою в работе транспортной системы, но и угрожает катастрофами техногенного характера. В фокусе авторского внимания находятся проблемы организации взаимодействия служб безопасности предприятий и подразделений органов внутренних дел при выявлении и раскрытии преступлений в сфере железнодорожных перевозок, рассматриваются причины и условия совершения преступлений и факторы, их детерминирующие. Так же авторы отмечают, что необходимость взаимодействия обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы.

Ключевые слова:
железнодорожные перевозки, грузы, хищение, экономическая безопасность, транспортная полиция, предупреждение преступлений
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Железнодорожный транспорт – один из наиболее востребованных и распространённых в экономическом отношении в Российской Федерации. Важность и актуальность предупреждения совершения преступлений в сфере железнодорожных перевозок обусловливается ее особым значение в системе безопасности страны. Железнодорожные перевозки являются частью транспортной инфраструктуры страны, которая обеспечивает ее интеграцию в мировую экономику. В современных условиях транспорт трансформируется в сферу активного внедрения высоких технологий, несанкционированное вмешательство в которую ведет не только к сбою в работе транспортной системы, но и угрожает катастрофами техногенного характера [1]. Хищения, сбои в нарушении движения транспорта автоматически наносят удар и по другим отраслям экономики, что может привести к серьезным негативным последствиям для всей экономической безопасности государства.

Основная часть. Железнодорожные перевозки имеют свои криминологические особенности:

  • концентрация на пути следования железнодорожного транспорта товарно-материальных ценностей;
  • скопление людей на объектах железнодорожной инфраструктуры;
  • стремительное перемещение грузов, багажа и пассажиров в пространстве;
  • использование железнодорожного транспорта для перевозки предметов, изъятых из гражданского оборота;
  • объекты железнодорожного транспорта относятся к источниками повышенной опасности [2].

Перед структурами, в чью компетенцию входит борьба с преступными посягательствами на грузы, стоят задачи предотвращений преступлений на стадии их подготовки, раскрытия совершенных преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. Как правило, подготовка и совершение преступлений в сфере железнодорожных перевозок достаточно хорошо конспирируется. Выявить и раскрыть такие преступления силами службы безопасности предприятий, которые действуют только гласными методами, практически невозможно. Безусловно, использование возможностей негласной деятельности необходимо лишь в тех ситуациях, когда иным путем решить задачи обнаружения и предупреждения преступлений не представляется возможным. Государство допускает применение против лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно - разыскных мероприятий, более того обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-разыскных средств и методов, наряду с гласными, являются вынужденной защитной мерой общества и государства.

На современном этапе раскрытие преступлений – процесс многогранный и трудоемкий, требующий от правоохранительных органов не только профессионализма, оперативности, организованности, но и высокого уровня взаимодействия. Учитывая тот факт, что современная преступность не имеет территориальных границ и под ее контролем могут находиться объекты экономики самых различных отраслей, понятие территориальной или линейной сферы обслуживания должно выйти за рамки привычных представлений и принимать форму разведывательной деятельности, имеющей своей задачей сбор информации путем комбинированного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых железными дорогами, борьба с преступными посягательствами на них являются приоритетными задачами в деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Среди факторов, влияющих на эффективность противодействия данного вида преступлениям, наряду с другими причинами следует особо выделить малоэффективное взаимодействие. Совершенствование деятельности по раскрытию преступлений в сфере железнодорожных перевозок тесно связано с согласованной работой служб безопасности предприятий, сотрудников уголовного розыска и всех подразделений органов внутренних дел. Проблемы взаимодействия не новы, но по-прежнему актуальны [3]. К сожалению, на данный момент еще существует некоторая разобщенность в действиях территориальной и транспортной полиции в раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на грузы в сфере железнодорожных перевозок. В результате недостаточно четко организованного взаимодействия органы внутренних дел на транспорте не в полной мере используют все возможности для расскрытия преступления. Необходимость взаимодействия обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы.

Кроме того, в процессе выполнения своих повседневных обязанностей по раскрытию преступлений, совершаемых против жизни, здоровья и собственности граждан, сотрудники уголовного розыска территориальных ОВД нередко получают информацию, свидетельствующую о признаках организованных преступных формирований не только общеуголовной направленности, но и совершающих преступления в сфере железнодорожных перевозок.

При установлении тесного взаимодействия между службами уголовного розыска транспортной полиции и территориальных ОВД, служб безопасности предприятий с учетом взаимных служебных интересов своевременно полученная информация способна оказать эффективную помощь им в этом направлении. Например, очень часто возникает острая необходимость в организации своевременной передачи информации о совершенном или подготавливаемом преступлении для задержания преступника при убытии его с объекта железнодорожного транспорта оперативными работниками территориальных органов на указанных остановочных пунктах. В свою очередь информация, поступающая в оперативные подразделения транспортной полиции в процессе изучения криминологической обстановки на объектах железнодорожного транспорта, служит ориентиром определения приоритетных направлений оперативно-разыскной деятельности сотрудников уголовного розыска территориальных органов внутренних дел [4].

Организация взаимодействия на приоритетных направлениях оперативной деятельности между транспортными подразделениями и аппаратами уголовного розыска осуществляется на двух уровнях.

На первом уровне (Главков и управлений МВД России) обеспечивается:

  • организация крупномасштабных оперативно-профилактических операций, координации сил и средств, при их проведении;
  • создание единых банков данных оперативной информации.

На втором уровне (МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации):

  • совместное планирование мероприятий и обмен аналитическими наработками о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемых территориях;
  • разработка и проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий;
  • обеспечение наиболее эффективного использования возможностей оперативного состава и негласного аппарата ОВД в предотвращении и раскрытии экстерриториальных преступлений.

Планироваться такие мероприятия должны на всех уровнях системы транспортной полиции, начиная с ГУТ МВД России и заканчивая индивидуальным планированием оперативных сотрудников.

Сотрудники уголовного розыска, в чью компетенцию входит борьба с преступными посягательствами на грузы, проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предотвращение преступлений, проводят по трем основным направлениям:

  • анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений и их устранение (общая профилактика);
  • выявление лиц, замышляющих или подготавливающих преступления (индивидуальная профилактика);
  • пресечение преступлений на стадии покушения [5].

Поскольку хищения грузов, как известно, зачастую маскируются под различные виды несохранных перевозок, то анализ данных о фактическом состоянии, несохранности грузов становится важной предпосылкой для профилактической работы.

Следует совершенствовать уже имеющиеся учеты, внедрять новые локальные и региональные информационно-поисковые системы с целью борьбы с преступными посягательствами на грузы.

С этой целью внимание оперативных сотрудников необходимо привлечь к статистической документации, предоставляемой службами безопасности предприятий, которая содержит в себе информацию о:

  • разъединение грузов от документов;
  • распределение несохранных перевозок и убытков от них по видам не сохранности;
  • несохранные перевозки по видам грузов;
  • размер выплаты убытков от несохранных перевозок.

Информацию о причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению, транспортная полиция получает из различных источников. Таковыми являются:

  • материалы рейдовых проверок предприятий железнодорожного транспорта;
  • письма и заявления граждан, должностных лиц железнодорожного транспорта;
  • материалы расследования уголовных дел;
  • изучение положений, инструкций и других нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц предприятий железнодорожного транспорта;
  • материалы служебного расследования, в которых могут быть указаны и условия, способствующие хищениям;
  • внутренние акты и иные акты отбора проб, завеса тары уничтожения порченой продукции;
  • перевозочная документация - накладные, сертификаты и др., в которых имеются отметки о состоянии груза;
  • непосредственное ознакомление на месте с деятельностью администрации объектов железнодорожного транспорта;
  • подробные личные беседы с работниками, имеющими отношение к приему, обработке и отправке грузов и другие.

Условия, способствующие совершению преступлений, зависят от различных факторов.

Их возникновению в значительной мере способствуют:

  • недостатки в организации работы транспортных служб;
  • несвоевременное реагирование работников железнодорожного транспорта на информацию и представления правоохранительных органов [6];
  • упущения в организации патрульно-постовой службы, в расстановке сил и использовании оперативных средств аппаратами уголовного розыска;
  • отсутствие должного взаимодействия между транспортными и территориальными органами внутренних дел;
  • недостатки в оперативной работе;
  • отсутствие надлежащего оперативного учета за лицами, представляющими оперативный интерес;
  • несвоевременный обмен информацией с другими линейными подразделениями и территориальными ОВД;
  • низкий уровень оперативного мастерства у отдельных сотрудников уголовного розыска;
  • слабый контакт с частными охранными предприятиями и службами безопасности предприятий, несущих службу на объектах железнодорожного транспорта.

Выводы. Резюмируя изложенное в настоящей статье, констатируем, что необходимо совершенствовать механизмы профилактики и борьбы с преступностью на объектах железнодорожного транспорта. Необходимо выстроить систему, которая бы, с одной стороны, осуществляла целенаправленный поиск и надежное распознавание угроз на объектах железнодорожного транспорта и проводила необходимые профилактические мероприятия, с другой, четко и быстро реагировала на внештатные ситуации криминального характера. Достичь этого можно только в результате тесного взаимодействия между всеми субъектами обеспечения безопасности (подразделениями уголовного розыска, частными охранными организациями, службами безопасности предприятий), в результате которого осуществляется:

наиболее полный контроль за сохранностью перевозимых железнодорожным транспортом товарно-материальных ценностей по всей цепочке их транспортировки «отправитель - перевозчик - получатель» [7];

оперативный обмен информацией (о состоянии безопасности железнодорожной инфраструктуры, розыске лиц, похищенного имущества и т.д.).

Необходимость взаимодействия обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы. Наступательность и планомерность этой деятельности является залогом предотвращения преступлений на стадии их подготовки, раскрытия совершенных преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Список литературы

1. Мошкова Р.А. Критерии системы управления экономической безопасностью предприятия железнодорожного транспорта // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 6. С. 68–83.

2. Дубовой И.П. Преступность на желез-нодорожном транспорте и ее предупрежде-ние: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов. 2007. 22 с.

3. Серватовский А.В. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта в условиях реформирования. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2011. Т. 4. С. 166–171.

4. Ивушкина О.В. Преступления в сфере грузоперевозок на железнодорожном транс-порте и их предупреждение (по материалам Восточно-Сибирской железной дороги) // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2016. № 1 (76). С. 45–52.

5. Магомедов М.М. Некоторые аспекты оперативно-розыскной деятельности по про-филактике преступлений террористической направленности на объектах железнодорож-ного транспорта // Образование. Наука. Науч-ные кадры. 2017. Т. 2. № 2. С. 47–50.

6. Верех С.Л. Проблемные вопросы пра-воприменительной практики в борьбе с пре-ступлениями, оказывающими влияние на со-стояние транспортной безопасности на объ-ектах железнодорожного транспорта. В книге: Актуальные вопросы транспортной безопас-ности сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 82–86.

7. Калина А.Н., Логвинов О.Г., Приходь-ко Ю.В., Шаманин С.В. Предупреждение и раскрытие хищений материальных ценностей, перевозимых железнодорожным транспор-том: учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД РФ. 2005.

8. Авдийский В.И., Дадалко В.А, Синяв-ский Н.Г. Национальная и региональная эко-номическая безопасность России: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 363 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?