Россия
Представлен обзор проблем геометро-графической подготовки в школе и вузе в свете дискуссий на заседаниях секции «Начертательная геометрия, графика, САПР» Санкт-Петербургского Дома ученых. Показано, что в связи с минимизацией в школьной программе графики и благодаря узконаправленной подготовке по геометрии уровень компетенций первокурсников не отвечает требованиям вузов. Утверждается, что начертательная геометрия является единственным предметом, способствующим ликвидации указанных пробелов на первом году обучения. Рассматриваются и анализируются различные варианты программ обучения.
элементарная геометрия, начертательная геометрия, базовая подготовка, учебный процесс, единый государственный экзамен, подготовка кадров.
Секция «Начертательная геометрия, графика, САПР» Петербургского Дома ученых им. Горького насчитывает многолетнюю историю и традиционно объединяет кафедры графики ведущих вузов города и всех тех, кого интересуют проблемы геометро-графического образования.
Как минимум раз в месяц проходят обсуждения насущных профессиональных проблем. Сформировалось устойчивое профессиональное сообщество. Диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк и затрагивает не только проблемы учебного процесса, но и проблемы, связанные с научными исследованиями, подготовкой кадров через аспирантуру, взаимодействия со школами города и области.
Вот несколько проблем, которые в последнее время обсуждаются наиболее активно и подробно:
- ситуация, в которой оказались кафедры, ведущие графическую подготовку в связи с введением ФГОС и реорганизациями, связанными со стремлением руководителей повысить критерии эффективности вуза;
- особенности подготовки кадров для обороннопромышленного комплекса и других высокотехнологичных производств;
- базовая подготовка абитуриентов, ЕГЭ;
- школьная (элементарная) геометрия: место в учебном процессе, уровень подготовки, миссия;
- начертательная геометрия: значение, место, развитие;
- инженерная и компьютерная графика: нужно ли стремиться объять необъятное?
- исследование основных активных концепций геометро-графической подготовки.
Не случайно, что среди перечисленных проблем большое количество связано со школьным образованием. Отсутствие в школьной подготовке черчения с элементами компьютерной графики мешает эффективному использованию аудиторных часов в вузе, да и базовая подготовка большинства абитуриентов по геометрии очень низкая. Не так часто специалисты высшей школы анализируют уровень обучения элементарной геометрии, однако сложившаяся ситуация вынуждает к этому.
Все члены названного профессионального сообщества уделяют большое внимание работе со школьниками не только в плане профориентационной работы. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проходят олимпиады школьников по графике, включающие в себя задания от проекционного черчения для младших до компьютерного моделирования и творческого конструирования для старших. В рамках этих мероприятий проходят дискуссии, мастер-классы, вырабатываются формы сотрудничества со школами и институтами развития образования.
Хорошим примером сотрудничества школы и вуза служит появление учебника, написанного победительницей конкурса лучших учителей РФ В.А. Уханевой, участницей семинаров Дома ученых. В создании данного проекта приняли участие представители трех вузов: Военмеха, Минерально-сырьевого университета, Технологического института (ТУ) [1].
1. Уханева В.А. Черчение и моделирование на компьютере. СПб.: Первый класс, 2013.
2. Игорь Федорович Шарыгин. К семидесятилетию со дня рождения. М.: МЦМО, 2007.
3. Харшиладзе А.Ф. Математика в школе. О математике: Проблемы преподавания. М.: Знак, 2012. С. 268–278.
4. Александров А.Д., Нецветаев Ю.Н. Геометрия. СПб.: БХВ, 2010.
5. Боровских А.В., Розов Н.Х. Эволюция целей и ценностей образования // Известия Международной академии наук высшей школы. 2012. № 1. С. 63–80.
6. Горнов А.О. К дискуссии о судьбе дисциплины «Начертательная геометрия»/ Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 15.02.2014).
7. Горнов А.О. Модернизированный курс теории построения чертежа, Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 10.02.2014).
8. Москаленко В.О., Иванов Г.С., Муравьев К.А. Как обеспечить общегеометрическую подготовку студентов технических университетов // Наука и образование. 2012. № 8. URL: http://technomag.edu/ru/doc/445140 (дата обращения: 11.01.2014).
9. Волков В.Я., Юрков В.Ю., Панчук К.П., Кайгородцева И.В. Курс начертательной геометрии на основе геометрического моделирования. Омск: СибАДИ, 2010.
10. Горнов А.О., Захарова Л.В., Губарев А.Ю. Практическая часть модифицированного курса ТПЧ (КПГ-2012). Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 15.02.2014).