О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ (ВЗГЛЯД ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен обзор проблем геометро-графической подготовки в школе и вузе в свете дискуссий на заседаниях секции «Начертательная геометрия, графика, САПР» Санкт-Петербургского Дома ученых. Показано, что в связи с минимизацией в школьной программе графики и благодаря узконаправленной подготовке по геометрии уровень компетенций первокурсников не отвечает требованиям вузов. Утверждается, что начертательная геометрия является единственным предметом, способствующим ликвидации указанных пробелов на первом году обучения. Рассматриваются и анализируются различные варианты программ обучения.

Ключевые слова:
элементарная геометрия, начертательная геометрия, базовая подготовка, учебный процесс, единый государственный экзамен, подготовка кадров.
Текст

Секция «Начертательная геометрия, графика, САПР» Петербургского Дома ученых им. Горького насчитывает многолетнюю историю и традиционно объединяет кафедры графики ведущих вузов города и всех тех, кого интересуют проблемы геометро-графического образования.

Как минимум раз в месяц проходят обсуждения насущных профессиональных проблем. Сформировалось устойчивое профессиональное сообщество. Диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк и затрагивает не только проблемы учебного процесса, но и проблемы, связанные с научными исследованиями, подготовкой кадров через аспирантуру, взаимодействия со школами города и области.

Вот несколько проблем, которые в последнее время обсуждаются наиболее активно и подробно:

  • ситуация, в которой оказались кафедры, ведущие графическую подготовку в связи с введением ФГОС и реорганизациями, связанными со стремлением руководителей повысить критерии эффективности вуза;
  • особенности подготовки кадров для обороннопромышленного комплекса и других высокотехнологичных производств;
  • базовая подготовка абитуриентов, ЕГЭ;
  • школьная (элементарная) геометрия: место в учебном процессе, уровень подготовки, миссия;
  • начертательная геометрия: значение, место, развитие;
  • инженерная и компьютерная графика: нужно ли стремиться объять необъятное?
  • исследование основных активных концепций геометро-графической подготовки.

Не случайно, что среди перечисленных проблем большое количество связано со школьным образованием. Отсутствие в школьной подготовке черчения с элементами компьютерной графики мешает эффективному использованию аудиторных часов в вузе, да и базовая подготовка большинства абитуриентов по геометрии очень низкая. Не так часто специалисты высшей школы анализируют уровень обучения элементарной геометрии, однако сложившаяся ситуация вынуждает к этому.

Все члены названного профессионального сообщества уделяют большое внимание работе со школьниками не только в плане профориентационной работы. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проходят олимпиады школьников по графике, включающие в себя задания от проекционного черчения для младших до компьютерного моделирования и творческого конструирования для старших. В рамках этих мероприятий проходят дискуссии, мастер-классы, вырабатываются формы сотрудничества со школами и институтами развития образования.

Хорошим примером сотрудничества школы и вуза служит появление учебника, написанного победительницей конкурса лучших учителей РФ В.А. Уханевой, участницей семинаров Дома ученых. В создании данного проекта приняли участие представители трех вузов: Военмеха, Минерально-сырьевого университета, Технологического института (ТУ) [1].

Список литературы

1. Уханева В.А. Черчение и моделирование на компьютере. СПб.: Первый класс, 2013.

2. Игорь Федорович Шарыгин. К семидесятилетию со дня рождения. М.: МЦМО, 2007.

3. Харшиладзе А.Ф. Математика в школе. О математике: Проблемы преподавания. М.: Знак, 2012. С. 268–278.

4. Александров А.Д., Нецветаев Ю.Н. Геометрия. СПб.: БХВ, 2010.

5. Боровских А.В., Розов Н.Х. Эволюция целей и ценностей образования // Известия Международной академии наук высшей школы. 2012. № 1. С. 63–80.

6. Горнов А.О. К дискуссии о судьбе дисциплины «Начертательная геометрия»/ Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 15.02.2014).

7. Горнов А.О. Модернизированный курс теории построения чертежа, Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 10.02.2014).

8. Москаленко В.О., Иванов Г.С., Муравьев К.А. Как обеспечить общегеометрическую подготовку студентов технических университетов // Наука и образование. 2012. № 8. URL: http://technomag.edu/ru/doc/445140 (дата обращения: 11.01.2014).

9. Волков В.Я., Юрков В.Ю., Панчук К.П., Кайгородцева И.В. Курс начертательной геометрии на основе геометрического моделирования. Омск: СибАДИ, 2010.

10. Горнов А.О., Захарова Л.В., Губарев А.Ю. Практическая часть модифицированного курса ТПЧ (КПГ-2012). Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012). III Международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (дата обращения: 15.02.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?