г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена определению актуальных задач современного дизайна. Рассмотрены особенности дизайна как творческой деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей человека, в центре которой находятся потребности пользователя. Отмечены принципиальные перемены в представлениях о методах и задачах дизайн-деятельности, произошедшие с начала ХХ века до нашего времени, когда дизайн стал восприниматься в качестве универсальной творческой деятельности, при этом «отправной точкой» дизайн-проектирования становятся многообразные потребности человека и общества, которые воплощаются в предметные формы и образы. Ориентация на потребности является особенностью современного дизайна, соответствуя тенденции индивидуализации потребления. Дизайн признан одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, которая действует в сфере потребления, регулирует покупательскую активность, является формой коммуникации между потребителем и производителем. В качестве важнейшей общественной потребности современного пользователя рассматривается потребность в экологически безопасном мире. В статье обозначены цели и задачи современного дизайна в связи с экологической ориентацией, экологией культуры и человека, определены цели и основные задачи, которые необходимо решать в процессе проектирования в связи с тенденцией индивидуализации и экологизации потребления. Проведен анализ тенденции в современном дизайне на удовлетворение «органичных потребностей» человека. Обосновывается эффективность участия дизайна в решении комплекса проблем, связанных с экологией культуры и человека, поскольку потребности в культурной преемственности, этнической идентификации, культурном разнообразии среды признаны важнейшими потребностями человека. Перспективным направлением экологического дизайна признается направление, связанное с проблемами экологии человека, ориентированное на создание предметной среды, способствующей развитию творческих способностей пользователя, благоприятно воздействующей на человека и воспроизводящей гуманитарные ценности, удовлетворяющей «органичные» потребности человека. Особенностью современных представлений о дизайне является постоянная корректировка конкретных задач в связи с меняющимися запросами человека и общества, что можно считать основой оптимального развития дизайн-деятельности.
дизайн, проектная деятельность, этнокультурная идентичность, экология человека, экологическое направление в дизайне
Введение
Более полувека в структуре Российского государственного университета сервиса (первоначально Московского технологического института бытового обслуживания населения) существуют подразделения, осуществляющие подготовку специалистов в области дизайна. С 1962 года на художественно-технологическом факультете велась подготовка художников-технологов по специальности «Художественное оформление тканей и изделий из них», позднее добавились специалисты в области проектирования изделий из кожи, трикотажных изделий. Когда была введена новая специальность «Дизайн», на факультете стали выпускать специалистов в области дизайна костюма, графического дизайна, промышленного дизайна, дизайна среды. Сейчас на кафедре «Художественное проектирование предметно-пространственной среды» готовят бакалавров по направлению подготовки «Дизайн» различных профилей в соответствии с ГОС третьего поколения. За эти годы неоднократно возникал вопрос, насколько правомерно существование дизайна в структуре вуза, специализирующегося в области сервиса. Изначально такого вопроса не было — с первых лет существования художественно-технологического факультета, в отличие от Московского текстильного института им. А. Н. Косыгина, Московский технологический институт готовил художников-технологов для работы в ателье — не для массового производства, а для службы быта. Эта направленность определяла особенности и содержание учебных программ и методик обучения.
Со временем, особенно с введением специальности «Дизайн», а также с изменениями в самой сфере сервиса в 1990-е гг. на первый план вышли новые задачи, связанные с методологией именно дизайн-образования. В новых условиях рыночной экономики выпускники по специальности «Дизайн» находили себе применение в самых разных профессиональных областях, так или иначе связанных с проектной деятельностью. Сейчас связь дизайна и сферы сервиса кажется, на первый взгляд, не очевидной. Одна из задач данной статьи как раз заключается в том, чтобы доказать правомерность и логичность дизайн-образования именно в вузе, специализирующемся на подготовке специалистов в области сервиса. Речь пойдет не о тематике конкретных курсовых и дипломных проектов, предназначенных для реализации в области сервиса и туризма, а об основополагающих принципах, сущности дизайн-деятельности.
1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2005. 318 с.
2. Аронов В. Р. Концепции современного дизайна. 1990–2010. М.: Артпроект, 2011. 224 с.
3. енисаретский О. И. Экология культуры: Теоретические и проектные проблемы. М.: Путь, 1991. 153 с.
4. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. М.: Издательство «Европа», 2006. 320 с.
5. Ермилова Д. Ю. Экологическое направление в современном дизайне одежды// Внутривузовский сборник научных трудов «Проблемы дизайна костюма и пути их исследования». М.: ГАСБУ, 1997. С. 12–40.
6. Зараковский Г. М. Техническая эстетика и дизайн. Словарь. М.: Академический проект; Культура, 2012.
7. Зараковский Г. М., Пенова И. В. Теоретико-методологические основы анализа влияния дизайна на качество жизни людей / Официальный сайт ВНИИТЭ. URL: http://www.advtech.ru/vniite/stat.php?p=8 (дата обращения 22.04.2014).
8. Кантор К. Правда о дизайне: дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955–1985: история и теория. М.: Изд-во «Анир», 1996. 284 с.
9. Карнаухова В. К., Краковская Т. А. Сервисная деятельность: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Феникс, 2010. 254 с.
10. Кулайкин В. И., Калиничева М. М. Духовный аспект дизайна как фактор формирования социокультурной личности.// Дизайн. Эргономика. Сервис. Вып. 2. М.: ВНИИТЭ, 2009. С. 3–12.
11. Курьерова Г. Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. М.: ВНИИТЭ, 1993. 154 с.
12. Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: ВНИИТЭ, 2008. 131 с.
13. Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы. Автореф… д-ра философ. наук. Екатеринбург, 2001.
14. Основные термины дизайна: Краткий справочник-словарь. М., ВНИИТЭ, 1988. 89 с.
15. Щедровицкий Г. П., Генисаретский О. И., Глазычев В. Л. и др. Теория дизайна: теоретические и методологические исследования в дизайне. М.: Школа культурной политики, 2008. 372 с.
16. Gronert S. Die bessere Form.// Form. 1989. № 125. S. 8–10.