г. Москва и Московская область, Россия
В статье обосновывается необходимость развития кластерной модели объединения ресурсов участников системы подготовки кадров для туризма и сервиса Московской области с целью решения проблемы нехватки и недостаточной квалификации работников профильных сфер деятельности в регионе. В качестве концептуального основания формирования кластера принимается принцип непрерывного профессионального образования на основе стратегического комплексного подхода к прогнозированию потребности в кадрах. Формулируется идея решения кадровых проблем многопрофильных сфер деятельности: 1) на уровне региона; 2) на межотраслевой и межведомственной основе. Характеризуются факторы эффективности кластерных моделей организации систем профессионального образования при решении задач обеспечения разных сфер деятельности кадровыми составом и резервом, в том числе фактор участия в решении проблемы кадрового обеспечения сфер экономической деятельности региональных и местных властей. Указанный фактор зависит: 1) от осознания административными органами, образовательными учреждениями, бизнесом и социумом в целом необходимости решения не столько узкоутилитарной задачи заполнения вакантных мест, сколько задачи вооружения обучаемых полезным личностным инструментарием, способствующим успешной социализации, профессионализации, постоянному развитию на основе формирования общекультурных, методических и профессиональных компетенций; 2) от готовности участников образовательного кластера системно, целенаправленно, продуманно, поэтапно развивать востребованные в средне- и долгосрочной перспективе направления подготовки: от первого знакомства с профессией на самых ранних образовательных уровнях до повышения квалификации на самых высоких уровнях.
образовательный кластер, подготовка кадров для туризма и сервиса, прогнозирование потребности в кадрах
Введение
Одной из принципиально важных задач модернизации российской науки и образования является задача развития системы непрерывного профессионального образования на основе стратегического комплексного подхода к прогнозированию необходимых потребностей в кадрах в различных сферах деятельности. При формировании структуры и содержания профессионального образования соответствующих направлений подготовки учитываются средне- и долгосрочные прогнозы потребностей в кадрах, а также специфические требования к компетенциям, которыми должны владеть работники разных квалификаций в разных должностных позициях [2].
Комплексный характер проблемы обеспечения кадрами многопрофильных сфер деятельности, таких, например, как туризм и сервис, требует ее решения на межотраслевой и межведомственной основе [5; 6]. Различия в социально-экономической, демографической, культурной ситуациях в различных регионах Российской Федерации также требуют учета при определении образовательной политики
[3] и разработке стратегии непрерывной подготовки кадров. Решение конкретных задач обеспечения кадрами разных сфер экономической деятельности в регионах РФ зависит от трех существенных факторов:
- от понимания проблемы и активного участия в ее разрешении региональных и местных властей;
- от осознания административными органами, образовательными учреждениями, бизнесом и социумом в целом необходимости решения не столько узкоутилитарной задачи заполнения вакантных мест, сколько задачи вооружения обучаемых полезным личностным инструментарием, способствующим успешной социализации, профессионализации, постоянному развитию на основе формирования общекультурных, методических и профессиональных компетенций [4];
- от готовности участников системы профессионального образования комплексно, целенаправленно, продуманно, поэтапно развивать востребованные в средне- и долгосрочной перспективе направления подготовки: от первого знакомства с профессией до повышения квалификации на различных, включая самые высокие, образовательных уровнях.
1. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, pp: 256.
2. Brown J., 2011. Securing a sustainable future for higher education. Data Views 26.01.2014 www.independent.gov.uk/browne-report
3. Chatterton P. and J. Goddard, 2000. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 35 (4): 475–496.
4. Chen K. and M. Kenney, 2007. Universities/Research Institutes and Regional Innovation Systems: The Cases of Beijing and Shenzhen. World Development, 35 (6): 1056–1074.
5. Harkison T., Poulston J. and J.-H. G. Kim, 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 23 (3): 377–392.
6. Sakharchuk E. S., Khanbabaeva Z. M., Daitov V. V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305–308, 2013.
7. Сайт Министерства образования Московской области / http: mo.mosreg.ru. (дата обращения: 10.04.2014).