Статья посвящена важной проблеме современной теории морали — онтологическим основаниям нравственности. Для доказательства авторской позиции, выражающейся в постулировании объективных оснований у морали и нравственности и вообще психической деятельности человека привлекается теория аналитической психологии К. Юнга. Решение таких важнейших проблем философского знания, как проблема идеального, соотношение объективного и субъективного, видится авторам в допущении существования онтологических оснований у любых проявлений идеальных феноменов, воплощающихся затем в произведения культуры, а также в социальные и нравственные нормы. Так, идеальное содержание индивидуального и коллективного сознания рассматривается сквозь призму архетипов, составляющих сюжетное содержание произведений культуры. Вместе с тем, на основании авторской концепции онтологических оснований бытия идеального доказывается негативное значение субъективности как отсутствия объективно-нравственного содержания у идеальных феноменов как проявлений деятельности индивидуального и общественного сознания. За каждым феноменом индивидуального сознания, по убеждению авторов, находятся архетипические образования, составляющие основу чувств, мыслей и т.п. Этот подход базируется на теоретико-методологическом фундаменте аналитической психологии. Вместе с тем, новизна представляемого подхода проявляется в утверждении существования архетипов, способствующих гармоническому мировидению и мирочувствию, имеющих объективно-нравственный характер, то есть оптически «вживленных» в структуру бытия. В этом смысле феномены общественного сознания индивидуально проявляют свое тождество в сфере приобщения к всеобщему. Таким образом, показывается надрефлексивность, однозначность и регулятивный характер нравственности. Духовное в связи с этим рассматривается как наиболее гармоничный путь субъективизирующей деятельности сознания в соответствии с наиболее целостными «матрицами», схемами идеализирующей деятельности. В приобщении к этим надындивидуальным матрицам видится позитивный характер жизни социума. Нравственность в таком понимании предстает как выражение необходимости следования по определенным онтологическим критериям должного поведения и мышления.
архетип, культура, нравственность, идеальное, смысл, регулятив
Массовая культура, искусство как средоточие духа субъективизма и основанного на субъективном (как выражения ограниченности «человеческого») типа мировосприятия есть культивирование и самопестование болезней души и разорванности духа. Увлечение мишурой кра-
1. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
2. Бубер М.Я. Ты. М.: Высшая школа, 1993. 177 с.
3. Субботский Е.В., Чеснокова О. Б., Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 8—13.
4. Фишман Л.Г. Исчезнет ли мораль? // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 1. С. 408—418.
5. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: ACT, 1997. 656 с.
6. Хмелевский С.В. Мораль и право: некоторые базовые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния // Бизнес в законе. 2012. № 2. С. 191—198.
7. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1998. 714 с.