МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА В КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУРАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью нашего исследования стало изучение эффективности методов эриксоновской гипнотерапии в рамках косметологии на примере процедуры скульптурного массажа лица по тибетской технике. Использование методов эриксоновской терапии во время проведения болезненной техники массажа дает эффект обезболивания, процедура переносится мягче, с субъективно положительными эмоциями. Субъективные отзывы участниц наводят на мысль о необходимости дополнительного исследования возможностей использования техник эриксоновской гипнотерапии в рамках современной косметологии и дерматовенерологии, либо разработки специального инструментария для оцен-ки результатов воздействия гипнотической индукции.

Ключевые слова:
эриксоновская гипнотерапия, косметология, анастезия, анальгезия, скульптурирующий массаж по тибетской технике.
Текст

            Современное общество характеризуется достаточно низкой осведомленностью населения о гипнотической индукции и часто встречающемся страхе перед гипнотическим трансом [2, 6]. Однако, данный метод находит свою реализацию во всех сферах жизни человека, особое место занимает его терапевтический аспект в медицинской деятельности: в психиатрии, дерматологии, неврологии [13, 14, 15]. Феноменом анальгезии и анестезии, полученном при гипнотическом ведении, заинтересовались врачи-стоматологи из-за возможности проведения болезненных процедур и медицинских вмешательств в более комфортном для пациента состоянии [7, С. 1663-1667]. Облегчение страданий роженицы и уменьшение риска родовой травмы, в результате гипнотического сопровождения родов, открывают новые возможности для акушеров-гинекологов [3,С. 7-10].

          Высокий уровень урбанизации, нарушение экологического равновесия, всевозможные личные причины способствуют возникновению дистрессов разной степени выраженности  у большинства людей [5, С.185-192]. Это является неотъемлемой частью нарушений психофизиологических функций в организме человека со всеми вытекающими последствиями. Борясь c негативным настроением, многие женщины приходят в кабинет косметолога с жалобами на "тяжелую работу", "повседневность", в поиске "релаксации", "чувства свободы" [8].

       Целью исследования раскрываемого в статье стало изучение эффективности методов эриксоновской гипнотерапии в рамках косметологии.

       К исследованию приглашались женщины, желающие улучшить свой внешний вид с помощью скульптурного массажа лица по тибетской технике и не имеющие противопоказаний к данному виду массажа или к гипнозу.

      В исследовании участвовали 22 женщины в возрасте от 22 до 69 лет (средний возраст 43,52±10,34 лет). Контрольную группу составили 22 женщины от 35 до 66 лет (средний возраст 48,81±10,33 лет). Расчет размера выборки предварительно не производился. Участницы были распределены на две группы: группа без использования гипнотической индукции (контрольная группа) и группа с использованием во время массажа гипнотической индукции (экспериментальная группа). Распределение участниц по группам производилось по их желанию.

         В ходе исследования, каждой участнице экспериментальной группы проводилось три сеанса скульптурного массажа лица по тибетской технике в сочетании с эриксоновской гипнотерапией. Процесс проведения массажа сопровождался созданием гипнотической индукции через фиксацию внимания на базовых модальностях, депонтенциализацию сознания через способ насыщения, далее следовал запуск бессознательного поиска с выходом на бессознательные процессы. В контексте гипнотерапии применялись: ратификация, диссоциация, релятивизация, гармонизация, метафоры в сочетании с косвенными и прямыми внушениями направленные на расслабление, "омолаживание", обезболивание, а также приемы углубления транса [4, 11, 12]. Сеансы проводились один раз в неделю.

    Опишем ход работы с экспериментальной группой, который отличался от работы с контрольной группой применением техник эриксоновского гипноза во время сеанса скульптурного массажа лица.

        При разработке методики проведения гипнотического сеанса авторы опирались на условие его соответствия ходу сеанса скульптурного массажа.

       Способ «наведения» транса подбирался индивидуально и повторялся во время каждого сеанса с поправками на индивидуальные особенности личности.

      Этап «наведения» транса соответствует этапу очищения и подготовки кожи экспериментуемой к сеансу, нанесению масла. В случае, если этого времени для «наведения» не хватило, производился прием «поглаживание» из классического массажа лица.

        Этап углубление транса проводился так же индивидуально подобранным способом, во время выполнения трижды повторяющегося движения «Большой и малый лимфоотток», начинающего первый блок скульптурного массажа лица, соответственно с протоколом процедуры. Участнице эксперимента ставился «якорь» на возвращение в транс.

       Во время дальнейшего проведения первого блока массажа прорабатывались модальности, для этого используется следующее сопровождение (7 минут): 

    Вы можете представить, что находитесь на дороге. Я не знаю, где эта дорога и какая она. Возможно она проходит вдоль берега реки, или же через большое поле, а может быть  путь пролегает через прекрасный лес. И можно позволить прийти зрительным образам… Образам того, что вас окружает в этом месте. Можно посмотреть направо, посмотреть налево, разглядеть, что делается под вашими ногами, увидеть, то что у вас над головой… и могут прийти звуки… звуки этого места… и к телу могут прийти соответствующие ощущения, ощущения движения по пути… и может быть даже придет запах…запах, наполняющий это место. 

    И можно начать путь по дороге, наслаждаясь образами, звуками, запахами этого места, и можно увидеть, что в конце дороги стоит хижина… Это хижина Мастера…скульптора… и можно подойти к ней, рассмотреть из чего она сделана, как она украшена… подойти к дв ери, рассмотреть дверь… и зайти внутрь хижины. 

   

 Эт ап «Знакомство с мастером» происходит во время трижды повторяющегося движения «Большой и малый лимфоотток», заканчивающего первый блок скульптурного массажа лица. 

Сопровождение: 

     И вы попадаете внутрь хижины, и можно рассмотреть ее обстановку, интерьер. И вам навстречу выходит мастер-скульптор и знакомится с вами. Можно внимательно рассмотреть мастера, кто это? Мужчина? Или женщина? А может быть молодая девушка? Я не знаю, у каждого свой мастер. 

     И мастер приглашает пройти и устроиться поудобнее. И вы обсуждаете ваш заказ. Вы принесли мастеру,  когда-то прекрасный  бюст молодой женщины, так похожей на вас. И Мастер берет его и начинает реставрировать...

 

При необходимости, повторить движение «Большой и малый лимфоотток» 5-6 раз. 

 

Блок 2 скульптурного массажа лица (5 минут). Сначала прорабатывается нижняя челюсть. 

Сопровождение: 

     Под ловкими сильными руками мастера постепенно возникает молодой овал лица. Пальцы мастера прорабатывают каждый миллиметр вокруг губ. И губы на бюсте молодой женщины, так похожей на вас, как будто оживают, наполняются живительной энергией, энергией красоты и здоровья, расцветают... как расцветают розы в саду, проснувшиеся после долгой зимы, почувствовавшие освещающий весенний ветерок и оживляющие лучи вечно молодого солнца... хорошо.... 

    И искусный мастер продолжает шаг за шагом возвращать красоту бюсту молодой женщины, так похожей на тебя... Как когда-то давным-давно Микеланджело дарил красоту своим скульптурам ...шаг за шагом... изменяя... прорабатывая... перевоплощая... шлифуя каждый миллиметр... 

    И мастер прорабатывает глаза бюста, скулы его лица и они тоже будто бы наполняются жизнью, как молодые яблочки наливаются цветом. И вот уже бюст молодой женщины, так похожей на вас, преобразился, посвежел. И, кажется, что на вас смотрит молодая красавица с четкой линией бровей, ясным открытым взглядом, подтянутым лицом. Такая, что могла бы потягаться в красоте с самой Клеопатрой. 

И вы берете свой обновленный бюст, благодарите мастера и прощаетесь с ним....

     

       Можно открыть глаза. Надевается перчатка и производится Блок 3 скульптурного массажа лица, связанный с массажем ротовой полости. Просим модель не разговаривать.

Касаемся "якоря". Повторяем Блок 1 скульптурного массажа лица.

Сопровождение:

    Просто закройте глаза и позвольте вернуться тому комфортному, расслабленному состоянию.

     И сейчас можно просто отправиться в хорошее место... реальное или воображаемое... такое, в котором можно чувствовать себя хорошо и комфортно... и позволить прийти образам... звукам... ощущениям... и полностью воспользоваться... всеми ресурсами и возможностями... этого хорошего места...

     И сейчас совершенно неважно, чем занят твой сознательный разум... он может оставаться в этом хорошем месте... или перейти в другое... или скользить... от воспоминания к воспоминанию... от образа к образу... от грезы к грезе, в то время как ваше бессознательное может отыскивать ресурсы... которые необходимы для того ... что бы в максимально возможной степени приблизиться к поставленной цели... и определять оптимальные пути и способы использования этих ресурсов... которые полностью соответсвуют... вашим глубинным интересам... и найдя эти ресурсы и определив оптимальные пути и способы их использования... активизировать эти ресурсы, привести их в действие... в полном соответствии с найденными путями и способами...

     И эта важная и нужная внутренняя работа может продолжаться за пределами этого транса... ночью, когда вы спите... днем, когда вы бодрствуете и заняты своими делами, в других трансах... а какая то часть этой работы должна быть выполнена именно здесь и сейчас… и когда эта работа будет сделана... бессознательное позволит вашему телу сделать глубокий вдох, а глазам открыться... А пока у вас есть 15 минут, чтобы насладиться этим комфортным расслабленным состоянием.

     

Участнице эксперимента кладется валик под голову и дается время для отдыха.

     

По субъективным высказываниям в экспериментальной группе намного реже присутствовали ощущения болезненности процедуры (14 %), а в контрольной группе на болезненность процедуры жаловались все участницы (100%). В экспериментальной группе все исследуемые (100%) сразу после массажа высказывали положительные эмоции в ярко выраженной экспрессивной форме, в контрольной группе положительные эмоции высказывались лишь после третьего сеанса, когда результат от процедуры становился более стойким. Также у исследуемых из экспериментальной группы отмечалось сохранение трансового состояния сразу после сеанса, что можно считать результатом хорошо проведенного гипнотического сопровождения.

Необходимо отметить, что все женщины, как экспериментальной, так и контрольной группы, заметили положительный эффект от процедур. Отмечалось улучшение цвета кожи лица, четкость и подтянутость овала лица, разглаживание морщин. Женщины с пресбиопией сообщили об улучшении зрения в течение нескольких дней после сеанса. Помимо этого, участницы эмпирической группы с удовольствием рассказывали о пережитом опыте гипнотического транса, субъективно отмечали улучшение настроения, более гармоничное восприятие себя и утверждали о неприемлемости прохождения процедур массажа лица без гипнотического сопровождения.

        Две испытуемые из контрольной группы в возрасте 64 и 62 лет, были вынуждены выбыть из исследования досрочно в связи с повысившимся артериальным давлением в течение 24 часов, после процедуры, что стало основанием для прекращения участия в исследовании.

     Таким образом, использование гипнотической индукции во время проведения достаточно болезненной техники массажа дает эффект обезболивания, процедура переносится мягче, с субъективно положительными эмоциями. 87 % участниц экспериментальной группы прошли полный курс (10 процедур) "Скульптурный массаж лица. Тибетская техника", а в контрольной группе ни одна из участниц из-за болезненных ощущений полный курс не прошла. Субъективные отзывы участниц подтверждают необходимость более тщательного и полного исследования возможностей эриксоновской гипнотерапии в рамках современной косметологии, а также подбора сравниваемых признаков и диагностического инструментария. 

Список литературы

1. Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сфе-ры: психологический практикум – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с

2. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия. – переиздано М.: Мысль, 1994 – 364 с.

3. Вишневская Е.Е. Применение суггестивных методов, в том числе гипнотерапии, в акушерской практике // Журнал акушерства и женских болез-ней. – 2017. – № 5. –С. 7–10;

4. Гинзбург М.Р., Яковлева Е.Л. Эриксоновский гипноз: систематиче-ский курс. – М.: Независимая фирма "Класс", 2015 – 264 с.

5. Кенунен О.Г. Психофизиологические аспекты адаптации к жизни в большом городе // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конферен-ция "Город в зеркале наук – 2015". – 2015. – С.185-192.

6. Михайлов А.О., Попова В.В., Иванова Н.С. Исследование отноше-ния к гипнозу и гипнотерапии студентов (по данным социологического иссле-дования) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследо-ваний. – 2015. – № 1–1. – С. 155-158.URL: https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=6357 (дата обращения: 01.02.2018).

7. Сафиуллин А.А. Гипнотерапия в стоматологической практике// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12 (часть 9) – С. 1663-1667.

8. Сац Е.А. Особенности самосознания женщин, недовольных соб-ственной внешностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. ФГБОУ ВПО "Рос-сийский государственный гуманитарный университет", М.–2015. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-osobennosti-samosoznaniya-zhenschin-nedovolnyh-sobstvennoy-vneshnostyu (дата обращения: 31.01.2018).

9. Сидоренко Е.В. Математические методы обработки в психологии. – СПб., 2001. С. 49 – 56.

10. Тукаев Р.Д. Механизмы гипноза и гипнотерапии (теоретический анализ и практическое применение в психотерапии психогений и неврозопо-добных состояний): автореф.дис. ... д-ра мед.наук. Санкт-Петербургский науч-но-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург,1999. URL: http://medical-diss.com/medicina/mehanizmy-gipnoza-i-gipnoterapii (дата обращения: 31.01.2018).

11. Эриксон М. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Милтон Эриксон, Эрнест Росси, Шей-ла Росси; пер. с англ. М. А. Якушиной под ред. М. Р. Гинзбурга. – М.: Класс, 2000.

12. ShenefeltP.D. Hypnosis in Dermatology. Arch Dermatol–2000–pp. 393–399.

13. Barbero U., Ferraris F., Muro M., Budano C., Anselmino M., Gaita F.Hypnosis as an effective and inexpensive option to control pain in transcathe-ter ablation of cardiac arrhythmias. JCardiovasc Med (Hagerstown) –2018–19(1) –pp. 18–21. doi: 10.2459/JCM.0000000000000605.

14. Belière M.,Roelants F.,Watremez C.,Docquier M.A.,Piette N.,Lamerant S.,etc. The advantages of hypnosis intervention on breast cancer surgery and adjuvant therapy. Breast.,–2018–37– pp. 114-118. doi: 10.1016/j.breast.2017.10.017

15. http://psytests.org/psystate/san-run.html (дата обращения: 29.01.2018)


Войти или Создать
* Забыли пароль?