сотрудник
Киров, Кировская область, Россия
сотрудник
Киров, Кировская область, Россия
студент
Киров, Кировская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи агрессивности и саморегуляции у осуждённых. Ведущая цель исследования -определить особенности агрессивности и саморегуляции осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Предметом исследования являются психологические особенности осуждённых. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует связь агрессивного поведения с конфликтностью и низким уровнем волевой саморегуляции. В исследовании принимали участие 422 респондента. По результатам исследования описаны значимые различия в уровне и форме проявления агрессивности между группами с высоким и низким уровнем агрессивности, кроме того был проведен корреляционный анализ для выявления взаимосвязи уровня агрессивности с личностными характеристиками, а также выделены типы личности осуждённых на основе факторного анализа.
агрессивность; саморегуляция; волевая саморегуляция; особенности агрессивности осуждённых; осуждённые.
В настоящее время активно развивается пенитенциарная психология. В исследованиях подчёркивается особая важность проблемы формирования комплексного представления о личности преступника, для правильного построения психокоррекционной, профилактической и воспитательной работы с различными категориями лиц. Большое количество исследований по данной проблеме посвящено изучению личностных особенностей осуждённых: Усачев А.Н (Личностные особенности осуждённых) [13], Майоров О.А. (Характерологические особенности личности осужденных)[8], Гришко Н.А. (Личностные особенности женщин, осужденных за совершение преступлений в семейно-бытовой сфере) [3], Стешич Е.С. (Личностные особенности осужденных, виновных в причинении смерти по неосторожности) [11], Ракитская.О.Н (Психологические особенности лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности) [10], Мариева И.Г., Сенько В.Г. (Акцентуации характера осужденных с особенностями профилактируемого статуса) [7], Ашин А.А (Значение психологических особенностей личности, в процессе исправления несовершеннолетних осужденных) и др.
В отечественной пенитенциарной науке данную проблему рассматривали А.Г. Абрамова, А.Р. Ратинов, А.А. Михлин, Е.Г. Самовичев, Э.Ф. Побегайло, В.Н. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, О.Д. Ситковская, Е.Н., С.Н. Ениколопов и др.
Особенно актуальны сейчас исследования агрессивности осуждённых. Исследованиям агрессивности посвящены работы: Дворянчикова Н.В., Зелениной М.М. (Психологические особенности агрессивных проявлений лиц, осужденных условно) [4], Фурманова И.А. (Агрессивность осужденных с различным составом совершенного преступления) [15], Печерского В.Г. (Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности) [9], Дроздова О.И. (Система психолого-воспитательных и социальных мероприятий, направленных на снижение агрессии среди несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях) [5], Токмакова Д.С. (Агрессия в структуре личности несовершеннолетнего насильственного преступника) [12], Фортова Л.К., Комарова Я.Б. (Профилактика гетероагрессии у несовершеннолетних осужденных) [14], Александрова Н.Ю., Велькова М.М., Снигирева С.В. ("Я-концепция" и агрессивное поведение осужденных), Калашникова А.С., Василенко Т.Г. (Сравнительный анализ личностных структур лиц, совершивших агрессивные и неагрессивные правонарушения).
Однако, на сегодняшний день специфика агрессивного поведения осужденных остаётся недостаточно изученным. Ещё меньше внимания уделяется взаимосвязи агрессивности и саморегуляции у осуждённых. Это обуславливает актуальность нашего исследования.
В обществе принято считать, что преступник – это опасная и агрессивная личность. Однако, по результатам нашего исследованиябольшая часть осуждённых имеет низкий уровень агрессивности. Известно, что места лишения свободы сами по себе являются катализатором негативных психических состояний, в том числе и агрессивности. Находясь в местах лишения свободы, на человека оказывают давление такие факторы какдепривация потребностей, изоляция, у осуждённых развиваются негативные эмоциональные состояния - вина, обида, стыд,страх. Агрессивность – это социально-психологический феномен, который рассматривается как совокупность факторов, которые обуславливают его возникновение. И если есть факторы, усиливающие агрессивность, то есть и те, которые её сдерживают. Таким образом, изучение проблемы агрессивности невозможно без учета факторов предупреждающих и подавляющих агрессию личности.
Цель нашего исследования - определить особенности агрессивности и саморегуляции осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, установить особенности связей между агрессивностью и личностными характеристиками осуждённых. Диагностика осуществлялась при помощи методик: «Опросник состояния агрессивности» Басса-Дарки, Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева. Нами были использованы U-критерий Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ.
Исследование проводилось на базе одной из исправительных колоний Нижнего Новгорода. Выборку составили осуждённые мужчины общего режима.
Перед тем как приступить к анализу, мы поделили всех респондентов, используя для этого индекс агрессивности методики Басса-Дарки. В результате исследования агрессивности было выявлено: 60% респондентов имеют низкий уровень агрессивности, 31% осуждённых – средний и 9% (37 человек) – высокий. Для дальнейшего исследования мы взяли 37 человек с высоким индексом агрессивности, и случайным образом отобрали по 43 респондента из групп со средним и низким уровнем агрессивности. Далее, с помощью U-критерий Манна-Уитни мы доказали, что существуют значимые различия по каждой группе. В данной статье мы уделим особое внимание различиям между осуждёнными с высоким и низким уровнем агрессивности (рис.1).
Рис.1 – Сравнение средних значений по шкалам методики «Опросник состояния агрессивности» у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности
Из рисунка 1 видно, что у группы с высоким уровнем агрессивности имеются повышенные значения по всем шкалам, то есть все характеристики им присущи в той или иной степени. Но особенно ярко выражены шкалы вербальная агрессивность, враждебность, физическая агрессивность и раздражительность. Это говорит о том, что члены данной группы негативно настроены по отношению к другим людям, недоверчивы, в большей степени проявляют агрессию вербально (оскорбление, провокация, пререкания) и/или применяют физическую силу, нанося ущерб здоровью других. В группе с низким уровнем агрессивности преобладают показатели по шкалам враждебность, аутоагрессия и вербальная агрессивность. Данной группе свойственно выражать негативные чувства, используя вербальную форму агрессивности – крик и угрозы, но при этом они не переходят к их реализации на других. Вероятнее всего эта форма агрессивного поведения используетсяосуждёнными данной группы лишь как способ обозначить свою позицию «Не трогайте меня, я опасный» и как способ защитить себя от других. Хоть данной группе и свойственна враждебность, заключённые выражают негативные чувства, нанося вред не другим, а себе. Все негативные импульсы направляются на самого человека - самообвинение и самоунижение, вплоть до нанесения телесных повреждений. Не проявляют оппозиционного поведения.
Чтобы понять, с чем могут быть связанны эти особенности, мы проанализировали личностные характеристики осуждённых по методикам «Исследование волевой саморегуляции» (рис.2) и «Личностная агрессивность и конфликтность» (рис.3).
Рис.2 - Сравнение средних значений по шкалам методики «Исследование волевой саморегуляции» у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности
По результатам методики «Исследование волевой саморегуляции» (рис.2) видно, что группа с низким уровнем агрессивности отличается повышенными показателями по всем шкалам (саморегуляция, самообладание, настойчивость), это говорит о том, что по сравнению с осужденными, имеющими высокий уровень агрессивности, они эмоционально устойчивы, спокойны и хорошо владеют собой в различных ситуациях. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, может приводить к повышению утомляемости и внутренней напряженности (ожидания не оправдываются), отсюда и могут возникать аутоагрессивные тенденции, убеждённость в том, что он является плохим человеком. Осуждённые же с высоким уровнем агрессивности не ограничивают себя в выражении агрессивных тенденций, они могут себе позволить сбросить деструктивную энергию на другого человека.
Рис.3 - Сравнение средних значений по шкалам методики «Личностная агрессивность и конфликтность» у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности
По результатам методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (рис.3) наибольшую выраженность получила шкал конфликтность и бескомпромиссность. То есть чаще всего возникновение конфликтов в данной группе осуждённых обусловленоупрямством и нежеланием идти на уступки.В группе же с высоким уровнем агрессивности наряду с выше указанными шкалами преобладает показатель позитивная агрессивность. Это поведениепроявляется в игнорировании чужого мнения, категоричности взглядов и авторитарности, в стремлении захватить инициативу.
Обобщив результаты трёх методик, мы получили следующие отличительные характеристики уровней осуждённые с высоким уровнем агрессивности: негативно настроены по отношению к другим людям, недоверчивы, в большей степени проявляют агрессию вербально (оскорбление, провокация, спор) и/или применяют физическую силу, нанося ущерб здоровью других. Имеют затруднения при налаживании отношений с другими людьми и умении адекватно реагировать на те или иные ситуации. Игнорируют интересдругих, авторитарны, категоричныво взглядах, стремятсяподчинять. Они импульсивны, легко возбудимы и имеют низкий уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.
Осуждённые с низким уровнем агрессивности: по отношению к другим людям настроены враждебно, деструктивные чувства выражают, используя вербальную форму агрессивности – крик и угрозы, но при этом не переходят к их реализации на других. Все негативные импульсы направляются на самого себя, это проявляется в самообвинении и самоунижении, вплоть до нанесения телесных повреждений. Эмоционально устойчивы, спокойны и хорошо владеют собой в различных ситуациях. Конфликты в данной группе осуждённых обусловлены упрямством и нежеланием идти на уступки.
На следующем этапе нашего исследования мы провели корреляционный анализ.
Анализируя полученные данные, мы выявили общие корреляционные связи между группами (рис.4,5), а именно: группу связей между враждебностью, раздражительностью и подозрительностью, а также враждебностью и обидчивостью. Эти личностные особенности являются ключевыми факторами агрессивности. Чем сильнее у заключённоговыражены указанные выше личностные характеристики, тем ярче проявляется агрессивность личности.
В состав четвёртого фактора была выделена всего одна шкала – чувствительность (аутоагрессия). Это личность, которой свойственно направлять свою агрессию на себя, которая проявляется в аутоагрессивных, деструктивных тенденциях, самообвинении и самоунижении, самопожертвование ради тех, кто в этом не нуждается, членовредительстве (порезы, попытки проглотить/съесть непредназначенные для этого предметы). Имеют неустойчивую самооценку, чрезмерное социальное беспокойство, подавленное настроение, вызванное мыслями о своих несчастьях. Мы назвали этот фактор «Депрессивный».
РАЗ – Раздражительность
ОБ – Обида
СО – Самообладание
ИВСР – Индекс волевой саморегуляции
ИВ – Индекс враждебности
ПОД – Подозрительность
Рис.6 Фрагмент корреляционной плеяды группы с низким уровнем агрессивности
Анализируя корреляционные плеяды (рис.6), мы обнаружили следующие особенности. В группе с низким уровнем агрессивности имеется сдерживающие факторы – это показатель волевой саморегуляции, который имеет обратную связь с обидчивостью, показатель самообладание, который имеет обратную связь с раздражительностью, подозрительностью и обидой. Примечательно, что в группе с высоким уровнем агрессивности эти связи отсутствуют. Это частично подтверждает нашу гипотезу о том, что саморегуляции является фактором сдерживающим агрессивные побуждения.
На заключительном этапе нашего исследования, мы провели факторный анализ(таблица 1). По результатам факторного анализа мы получили 4 группы факторов, которые характеризуют тип личности осуждённого данной выборки. Рассмотрим каждый из выявленных факторов более подробно.
Таблица 1 – Типы личности осуждённых, выявленные по результатам факторного анализа
Шкалы |
Тип личности осуждённого |
|||
Вспыльчивый |
Авторитарный |
Эмоционально незрелый |
Депрессивный |
|
Самообладание |
-,151 |
-,227 |
-,805 |
-,198 |
Настойчивость |
-,022 |
,003 |
-,760 |
-,037 |
Наступательность |
,290 |
,710 |
,098 |
,098 |
Неуступчивость |
,197 |
,793 |
,054 |
-,006 |
Физическая агр. |
,803 |
,206 |
,135 |
-,103 |
Вербальная агр. |
,803 |
,141 |
,013 |
,032 |
Косвенная агр. |
,718 |
,127 |
,131 |
,244 |
Раздражительность |
,766 |
,211 |
,138 |
,352 |
Чувствительность |
,315 |
-,061 |
,180 |
,775 |
Первый фактор включает в себя физическую, вербальную, косвенную агрессивность и раздражительность. Следовательно, такой тип личности находится в состоянии готовности к проявлению негативных чувств в любой форме -может позволить себе резкие высказывания, оклеветать, применить физическую силу и т.п. Мы назвали такой тип личности «Вспыльчивый».
Второй фактор состоит из показателей неуступчивость и наступательность (напористость). Такая личность настойчива, категорична, стремится захватить инициативу, не считается с чужим мнением, не идёт на уступки. Мы определили этот фактор как «Авторитарный».
Третий фактор был выделен на основе шкалы самообладание и настойчивость со знаком минус, это значит, что нам нужно перевернуть значение этого фактора. Следовательно, такой личность отличается импульсивностью, неустойчивостью намерений, чувствительностью и низким уровнем произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Мы назвали такой тип личности «Эмоционально незрелый или инфантильный».
Таким образом, нашим исследованием мы подтвердили, что существует взаимосвязь саморегуляции и агрессивности, и в связи с этим необходимость в дальнейшемизучение криминального агрессивного поведения и личности преступника в контексте особенностей саморегуляции. Результаты, полученные в нашем исследовании, помогут повысить эффективность ресоциализации осуждённых, необходимой для предупреждения рецидивов, а также повысить эффективность коррекции ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе.
1. Александрова Н. Ю., Вельков М. М., Снигирев С. В. «Я-концепция» и агрессивное поведение осужденных //Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – №. 1 (2) – С. 145-148.
2. Ашин А. А. Значение психологических особенностей личности в процессе исправления несовершеннолетних осужденных //Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – №. 2. – С. 40-43.
3. Гришко.Н.А. О некоторых личностных особенностях женщин, осуждённых за совершение преступлений в семейно-бытовой сфере // III Международный пенитенциарный форум "преступление, наказание, исправление": сб.тр.конф. Рязань: Изд-во: Академия ФСИНРоссии,2017. - С. 145-148.
4. Дворянчиков Н. В., Зеленина М. М. Психологические особенности агрессивных проявлений лиц, осужденных условно // Психология и право – 2011. - № 2. – С.99-109.
5. Дроздова О. И. Система психолого-воспитательных и социальных мероприятий, направленных на снижение агрессии среди несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях (опыт работы УФСИН России по Архангельской области) //Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2014. – №. 9 (148). – С. 2-8.
6. Калашникова. А.С., Василенко. Т.Г Сравнительный анализ личностных структур лиц, совершивших агрессивные и неагрессивные правонарушения //Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2014. – № 3. – С. 94-105.
7. Мариева И. Г., Сенько В. Г. Акцентуации характера осужденных с особенностями профилактируемого статуса //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №. 19-1. – С. 105-109.
8. Мировой О.А Систематизация характерологических особенностей личности осуждённых как основа построения комплексных психокоррекционных программ.: автореф. дис. …канд. псих. наук. – Рязань:Академия права и управления ФСИН, 2009. – 26 с.
9. Печерский В. Г. Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2005. – №. 11-1. – С. 102-110.
10. Ракитская О. Н. К вопросу о психологических особенностях лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. – 2016. – С. 898-901.
11. Стешич Е. С. Установление личностных особенностей осужденных, виновных в причинении смерти по неосторожности //Юристъ-Правоведъ. – 2014. – №. 2 (63).- С. 67-70.
12. Токмаков Д. С. Агрессия в структуре личности несовершеннолетнего насильственного преступника //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2010. – №. 3. – С. 216-220.
13. Усачев А. Н. Исследование личностных особенностей осужденных //Перспективы науки. – 2011. – №. 6. – С. 61-64.
14. Фортова Л. К., Комарова Я. Б. Профилактика гетероагрессии у несовершеннолетних осужденных //Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – 2017. – С. 81-84.
15. Фурманов И. А. Агрессивность белорусских осужденных с различным составом совершенного преступления //Психология и право. – 2011. – №. 2. – С. 88-98.