К ВОПРОСУ О СОПОСТАВЛЕНИИ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показана необходимость учета общественного мнения при разработке документов регионального стратегического планирования. Предложена унифицированная анкета проведения опроса населения о состоянии социальной инфраструктуры территорий. Разработан механизм сопоставления оценок мнения населения с официальными показателями доступности социальных объектов. Продемонстрирована практическая ценность предложенного подхода для выбора внутриотраслевых и территориальных приоритетов инвестирования в развитие социальной инфраструктуры региона при обосновании управленческих решений органами государственной и муниципальной власти.

Ключевые слова:
стратегическое планирование, государственные программы, социальные услуги, социальная инфраструктура, потребности населения, опрос общественного мнения, обеспеченность территорий объектами социальной инфраструктуры, приоритеты социального развития региона.
Текст

Марку Твену принадлежит замечательное высказывание: «Народ — единственный критик, чье суждение имеет ценность» [18]. В условиях демократизации российского общества при принятии органами государственной и муниципальной власти решений в области социально-экономического развития территорий в последнее десятилетие наблюдается активное воплощение этого высказывания в жизнь. Широко распространенной формой взаи-
модействия власти и народа стало проведение социологических опросов и встреч представителей власти и общественности. При этом, как показывают результаты ежегодных телерадиомостов «Прямая линия с Владимиром Путиным», значительная часть проблем, волнующих жителей нашей страны в независимости от их возраста и общественного статуса, связана с получением социальных услуг, предоставляемых организациями социальной ин-
фраструктуры, находящимися «под присмотром государства». Возникает вопрос, каким образом и в каких нормативных документах, посвященных планированию развития социальной инфраструктуры территорий, следует учитывать степень остроты социальных проблем, поднимаемых общественностью и требующих разрешения со стороны государства, поскольку в большинстве случаев оно связано с необходимостью выделения значительных объемов финансовых ресурсов для долгосрочного инвестирования в строительство новых и модернизацию действующих объектов социальной инфраструктуры регионов. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятому 28 июня 2014 г. [1], таким базовым документом для регионов являются стратегии социально-экономического развития субъектов. Следует отметить, что на сегодняшний день в большинстве из них в числе индикаторов эффективности реализации присутствуют и социально-инфраструктурные, отражающие степень удовлетворения опрошенных жителей региона деятельностью
организаций социальной сферы. Однако в большинстве региональных стратегий перечень социальных направлений довольно ограничен. Так, например, в проекте Стратегии социально-экономического развития Тульской области на период до 2030 г. (табл. 1) их только два: здравоохранение и образование [14]. Между тем еще в 2013 г. нами было выполнено обоснование выделения пяти ключевых социальных направлений, находящихся в сфере
прямого государственного управления и требующих введения аналогичных индикаторов эффективного функционирования [7]: здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта. Эти же отрасли отмечены в Указе Президента РФ (№ 398 от 08.08.2016) «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» [3]. Подтверждением целесообразности предложенного подхода стал также Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В нем прописана необходимость ежегодного планирования и учета с 1 августа 2018 г. показателей оценки «удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания» [5].
Планирование практического решения поставленных в региональных стратегиях задач осуществляется в других документах стратегического планирования: в государственных программах субъектов. В них на длительный период — до 10 лет — устанавливаются приоритеты, основные направления и программные мероприятия развития социальной инфраструктуры регионов, определяемые на основе оценки ее текущего состояния и перспектив развития реального сектора экономики.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599.

3. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: указ Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398.

4. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13.

5. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 548.

6. О внесении изменений в методику определения нормативной потребности регионов в объектах социальной инфраструктуры: распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 95-р.

7. Сычева И.В. Стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры региона [Текст]: монография / И.В. Сычева, Н.А. Сычева. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. — 204 с.

8. Сычева Н.А. К выработке критериальных положений эффективных государственных программ субъекта Федерации социальной направленности [Текст] / Н.А. Сычева // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — Вып. 4. — Ч. I. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. — С. 287–291.

9. Бочаров В.Ю. Оценка состояния социальной инфраструктуры сельских поселений как фактор социального самочувствия [Текст] / В.Ю. Бочаров, Ю.В. Васькина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2017. — № 2. — С. 33–53.

10. Дементьева И.Н. Привлекательность и комфортность проживания в городе в зеркале общественного мнения (на примере крупных городов Вологодской области) [Текст] / И.Н. Дементьева // Псковский регионологический журнал, 2017. — № 1 (29). — С. 36-47.

11. Сычева Н.А. Оценка обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры на основе построения баланса спроса и предложения на их услуги [Текст] / Н.А. Сычева // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — Вып. 2. — Ч. I. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. — С. 237–242.

12. Gintarė Vaznonienė. The role of rural community enhancing rural social infrastructure changes // Research for rural development, 2015. — Volume 2. — 176–182.

13. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 02.03.2018).

14. Проект стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: https://su12.ru/71 (дата обращения: 10.01.2017).

15. Заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president /news/56228 (дата обращения: 15.02.2018).

16. Онлайн-Калькуляторы [Электронный ресурс]. — URL: http://allcalc.ru/node/10 (дата обращения: 20.10.2013).

17. Проект общероссийского народного фронта «Народная оценка качества» [Электронный ресурс]. — URL: https://narocenka.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).

18. Цитаты и афоризмы на все случаи жизни [Электронный ресурс]. — URL: https://quote-citation.com/author/marktwain/ 1894 (дата обращения: 10.01.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?