РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» (С ПОЗИЦИЙ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Давно ожидаемая Концепция преподавания предметной области «Технология», проект которой анализируется в статье, определяет задачи, стоящие перед учителем. В статье данные задачи и охарактеризованные направления преподавания предметной области «Технология» иллюстрируются возможными фрагментами содержания технологического образования. Показано, какую информацию уместно использовать на этапе выработки у школьников базовых навыков применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, являющихся приоритетными результатами освоения предметной области «Технология». Предложены знания, необходимые, при условии установления межпредметных связей, для экологического воспитания школьников, формирования их мировоззрения. Вопросы экологизации производства органично связаны с проблемами современной экономики, что позволяет решать задачу экономического воспитания. Доказано, что предмет «Технология» должен формировать у учащихся определенные модели мышления и поведения, вводить их в мир профессий, обеспечивать профессиональное самоопределение школьников.

Ключевые слова:
предметная область, технологическое образование, базовые навыки, человеческий фактор, материальное производство.
Текст

В качестве одной из задач Концепции преподавания предметной области «Технология» определено «…изменение статуса предметной области "Технология" в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром». Проследим возможные пути ее решения [9]. Преобразующая деятельность человека исторически представляет собой процесс материального производства в его взаимодействии с природой. История материального производства представляет собой увеличение числа материалов, природных явлений в изменяющемся взаимодействии. Именно поэтому долгое время материальное производство характеризовалось как цель взаимодействия человечества с природой, направленного на удовлетворение его потребности [8]. На этапе выработки у школьников базовых навыков применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, являющихся приоритетными результатами освоения приметной области «Технология» (Концепция преподавания предметной области «Технология») крайне уместно будет использование некоторой учебной информации. В начальном периоде развития общества материальными средствами производства были ручные орудия труда. Они представляли собой измененные для выполнения трудовой деятельности объекты природы. В это время социум находился в биологи-
ческом равновесии с природой при ее ведущей роли. Машинное производство, заключающееся в переводе природных процессов в промышленные, изменило особенности взаимодействия социума и природы. Возникли противоречия, которые в дальнейшем стали причиной нарушения экологического равновесия. Современный кризис в системе «обществоприрода» заключается в том, что кроме изначально существовавших основных круговоротов вещества и энергии — геологического и биологического — появился и развивается третий круговорот: антропогенный или техногенный. Он вызван производственной деятельностью человека [1].

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 216 с. — (Высшее образование).

2. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учеб.-метод. пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) «Педагогическое образование» (профиль «Технология»). Уровень образования-бакалавриат / А.Н. Сергеев, Н.Н. Сергеев, П.Н. Медведев, Ю.С. Дорохин, А.В. Сергеева, Д.В. Малий, С.Н. Кутепов. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. — 122 с.

3. Жаркова Н.А. Дидактическая коррекция профессионально-педагогической компетентности преподавателя при подготовке горных инженеров / Н.А. Шайденко, Н.А. Жаркова // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. — 2011. — № 1. — С. 201–210.

4. Калюга С.У. Изучение научных основ техники в процессе трудового обучения как средство политехнической подготовки школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1984. — 172 c

5. Лабораторный практикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности»: учеб.-метод. пособие / М.С. Петрова, И.В. Лазарев, Н.А. Шайденко, А.В. Снегирев, А.Н. Сергеев. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. — 116 с.

6. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 330 с.

7. Система непрерывного формирования готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности по образовательным программам СПО : монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, А.В. Сверчкова и др. — Тула, 2016.

8. Шайденко Н.А., Сергеев А.Н. Политехническое образование в современных условиях парадигмальной трансформации // Педагогическое образование и наука. — 2009. — №12. — С. 4–8.

9. Шайденко Н.А., Сергеев А.Н. Становление технологического образования: мировой опыт //Профессиональное образование. Столица. 2013. №4. С. 21 -23.

10. Шайденко Н.А. Из опыта реализации концепции совершенствования технологической подготовки студентов — будущих учителей: монография / Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. — 262 с.

11. Шайденко Н.А. Исторический анализ парадигмальных изменений в образовании / Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев, В.Г. Подзолков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 1. — С. 221–226

12. Шайденко Н.А. Подготовка учителей технологии в условиях парадигмальных изменений в образовании / Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — С. 160–163.

13. Шайденко Н.А. Характеристика условий формирования политехнической компетентности будущего учителя // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. — Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. — С. 113–120.

14. Шайденко Н.А. Система условий эффективного формирования технологической компетентности будущего учителя // Школа и производство. —2015. — № 3. — С. 51–53.

15. Эволюционная экономика: инновации, инвестиции, институты, интеллектуальный капитал: Колл. монография / Под науч. ред. Н.А. Шайденко, М.П. Переверзева. — Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2008.

16. Shaidenko N.A. The Ideas of Patriotism in the History of Russian Pedagogy // Russian Education & Society. 2013. Vol. 55. № 3. P. 68-80

Войти или Создать
* Забыли пароль?