Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (центр стратегического планирования развития образования, экспертизы и научного консультирования, заведующая)
Тула, Тульская область, Россия
Настоящая работа, выполненная в русле педагогического страноведения, посвящена анализу основных направлений реформирования системы школьного образования в Финляндии. В нем через призму исторического, социально-политического, экономического, культурного развития страны прослеживаются актуальные образовательные тенденции. На основе оригинальной периодизации интерпретированы основные педагогические концепции, получившие отражение в последних реформах финской школы. Выявлена ее идейная основа — гуманизация образования, воплощающаяся в самоценности учащегося, его праве на самоопределение, максимально полной реализации способностей и удовлетворении образовательных потребностей; в признании ученика наивысшей ценностью, в утверждении приоритета его внутреннего мира, в актуализации его сущностных сил и творческого начала, в создании оптимальных условий для раскрытия способностей, потребностей и возможностей, в обеспечении гармонии с собой и обществом. Среди общих тенденций развития школы в условиях быстро меняющейся экономической и социально-политической конъюнктуры обоснован императив сегодняшних реформ финской школы — соответствие требованиям современного общества при условии сохранения культурно-гуманитарных традиций образования. Приведены новые источники на иностранных языках, ранее не вошедшие в научный оборот педагогической компаративистики.
школа, традиции, реформа, модернизация, культура, знание, лидеры образования, гуманистическая парадигма, личностная направленность.
Эффективные образовательные реформы вывели финскую школу в мировые образовательные лидеры. А сама система образования, для которой характерны отказ от директивного государственного управления и построение новых форм социально-образовательного взаимодействия, стала предметом пристального интереса исследователей. Проведение масштабных преобразований российской школы, активный поиск путей ее модернизации усиливает значимость изучения педагогического опыта Финляндии, что обусловлено наличием общих культурных, исторических корней Финляндии и России («Великое княжество Финляндское» на протяжении более чем векового периода входило в состав Российской империи), а в настоящем и будущем — Финляндия является нашим ближайшим соседом, с которым сформированы конструктивные отношения в области науки и образования, где страна демонстрирует образцовые показатели.
Особого внимания заслуживает:
■ успешное продвижение финской системы школьного образования в течение последних десятилетий, что неоднократно убедительно подтверждено результатами PISA;
■ накопленный Финляндией багаж педагогических исследований, органично внедренных в школьную практику (слойд-педагогика, школа для родителей, педагогика интеграции и т.д.);
■ немногочисленное наличие в отечественной педагогике исследований по проблемам образования в Финляндии.
Таким образом, главным исследовательским импульсом для нас явилась объективно существующая потребность в анализе финского опыта реформирования школьного образования, его значимость для развития отечественной науки, как фундамента достижения экономического и культурного роста, национального единства и сплоченности, а также недостаточная разработанность данной проблематики с позиций современной сравнительной педагогики.
Мы опирались на исследования российских педагогов-компаративистов Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, З.А. Мальковой [5; 7; 12].
Выявить культурологическую основу деятельности школы Финляндии позволили работы В.С. Библера, Гершунского, А.С. Запесоцкого [1; 6; 10]. Мы использовали идеи М.О. Бражника, В.К. Вахштайна, И.Р. Загвоздкина, В.С. Луговской по финскому образованию [2; 4; 8; 11]. Среди зарубежного научного массива следует выделить исследования: ■ финских ученых П. Каронена, Э. Карху, О.В. Линдквиста, Т. Летонена, Я. Рутти, П. Салберга, Т. Юстова [24; 25; 27; 31; 32];
■ европейских и американских исследователей П. Робера (Франция) [30], Б. Фавра и Н. Боттани (Швейцария) [17], А. Харгривза (Великобритания) [23], Ф. Леви и Р. Мурнейна (США) [26], М. Фуллана (Канада) [21].
Существует ряд международных нормативных документов, активно используемых нами для воплощения задуманного: резолюции ООН и ЮНЕСКО, связанные с реализацией основных стратегий в сфере образования; сравнительные исследования (IEA, PISA, TIMMS), официальные документы Министерства просвещения Финляндии и Национального управления образования. В процессе исторического анализа эволюции финской школы были собраны идеи, факты, события из различных аутентичных источников, систематизированы в единое хронологическое целое на основе разработанной нами авторской периодизации эволюции школьного дела в Финляндии, а именно:
■ шведский период (XIII–XVII вв.), обусловленный существованием единого финско-шведского государства, которое заложило базу образования на основе лютеранской культуры;
■ российский период (XIX — первая четверти ХХ в.), отражающий период финской автономии под протекторатом России и связанный с развитием массового образования, генерализацией грамотности;
■ неоскандинавский (предреформенный) период (вторая четверть ХХ в. — 1968 г.), обозначивший возврат школы к образовательным традициям стран северной Европы;
■ реформенный период (1968 г. — начало 1990-х гг.), связанный с наиболее масштабными преобразованиями школьной системы;
■ постреформенный период (рубеж веков — настоящее время), характеризующийся общеевропейской направленностью модернизации образования.
1. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
2. Бражник М.О. Система оценивания в школьном образовании Финляндии: автореф. дис. … канд. пед. наук. — СПб, 2009. — 23 с.
3. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 287 с.
4. Вахштайн В.С. Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Издательский дом «ГУВШЭ», 2005. 152 с.
5. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. — 235 с.
6. Володин Д.А. Школьное образование в Финляндии в современном образовательном социальном контексте / В.Г. Подзолков, Н.А. Шайденко, Д.А. Володин // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2017. — № 28 (47). — С. 31–38. (Педагогические и психологические науки).
7. Данилова И.С. Исследование феномена «родительство»: теоретико-методологические подходы для сравнительного анализа / И.С. Данилова, Е.Я. Орехова, Н.А. Шайденко // Современный ученый. — 2017. — № 2. — С. 136–141.
8. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика. — М.: Гардарики, 2008. — 383 с.
9. Загвоздкин В.К. Реформа школьной системы и оценка качества школ в Финляндии. — М., 2011. — 64 с.
10. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. — М.: Наука, 2002. — 456 с.
11. Луговская И.Р. Школьное образование в Северных странах: становление, организация, содержание // Образование. — 2003. — № 2. — С. 99–124.
12. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. — М.,1996. — 256 с.
13. Семенов Д. Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям : учеб. пособие для учащихся. Т.1: Северный край и Финляндия. — 2-е изд. — М. : Тип. С. Орлова, 1879. — 241 с.
14. Фирсов В. Народные школы в Финляндии // МирБожий. — 1897. — № 8. — С. 61.
15. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, З. Н. Калинина. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.
16. Bennett Ch. History of manual and industrial education [Histoire de l’enseignement manuel et industriel]. 1870 vol. 2, 1917, Paris. 1937, p. 72, 82.
17. Bottani N., Favre B. School autonomy and evaluation // Prospect — Quarterly Review of Comparative Education. 2001. 31(4), 166, issue 120.
18. Engenström Y. Developmental Studies on Work as a Testbench of Activity Theory. Helsinki, 2001.
19. Engeström J. Why some social network services work and others don’t. http://www.zengestrom.com/blog/2005/04
20. Engeström Y. Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987.
21. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. New York: Teachers College Press. 2007. 452 p.
22. Hargreaves A. et al. Learning to Change. Teaching Beyond Subjects and Standards. San Francisco: Jossey-Bass. 2001. 224 p.
23. Hargreaves A. Teaching in the Knowledge Society. Education in the Age of Insecurity. NY: Teachers College Press. 2003. 230 p.
24. Karonen P. Pohjoinensuurvalta. Ruotsi Ja Suomi. 1521-1809. Helsinki. 1999. 553 р.
25. Lehtonen T., Joutsivo T. Suomenkulttuurihistoria 1. Taivasja maa. Helsinki. 2002. 455 р.
26. SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF CHILDREN AND FAMILIES GETTING ASSISTANCE AT RAILWAY STATIONS/ Arakantseva T., Bobyleva I., Zavodilkina O., Borisova T., Orekhova E., Shaidenko N. Man in India. 2017. Т. 97. № 3. С. 237-248.Levy F., Murnane R.J. The New Division of Labor: How Computers Are Creating the Next Job Market. Princeton University Press. 2004. 192 p.
27. Liikanen I. Fennomania ja kansa. Joukkojärjestäytymisen läpimurto ja Suomalaisen рuоluееn synty. Helsinki. 1995.
28. Mulligan S. Advances in sensory integration research // Bundy, A.C., Lane, S.J., Murray, E.A. (eds.) Sensory Integration Theory and Practice. 2nd ed. F.A. Davis Company. Philadelphia 2002. P. 397–411
29. Renvall P. Fińska nauka historyczna po drugiejwojnieświatowej, «Zapiskihistoryczne», 1972, t. 37, zesz. 3.
30. Rober P. Education en Finlande : les secrets d’une etonnantereussite http://www.cahiers-pedagogiques.com
31. Routti, J., Ylä-Anttila P. Finland as a knowledge economy. Elements of success and lessons learned. Washington, DC: World Bank, 2006.
32. Sahlberg P. Finnish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland? Teachers College Press. 2011. 208 p.
33. Thorbjörnsson H. Artisanat et jeux à Nääs. Helsingborg, Suède. 1992.
34. Vallinkoski J., Schauman Н. Suomenhistoriallinenbibliografia 1544–1900, Helsinki. 1961.
35. PISA 2015. Excellence and Equity in Education (Peter Adams)
36. Итоги участия в международном исследовании PISA-2015 (С.С. Кравцов)