Новокузнецк, Россия
Новокузнецк, Россия
Программа элективного курса “Развитие исследовательских умений задачами реальной математики” рекомендуется для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса в системе основного общего образования. Курс способствует формированию математической грамотности, развитию интеллектуальных умений и качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем. Ведущим видом учебной деятельности школьников является проектная и исследовательская деятельность по решению задач прикладной направленности. Представлен учебно-тематический план курса, его содержание, типы уроков и формы контроля. Определены формы обучения при организации исследовательской деятельности учащихся. В качестве основного методы обучения рекомендуется метод проектов.
элективный курс, исследовательские умения, математическая грамотность, задачи реальной математики, проектная и исследовательская деятельность, задачи прикладной направленности.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что высокое качество математического образования в стране является основой ее национальной безопасности и экономического могущества. Высокий уровень математического образования на разных ступенях обучения подразумевает математическую грамотность подрастающего поколения. Поэтому формирование математической грамотности школьников становится одной из актуальных задач обучения математике в школе. Понятие математической грамотности является центральным в исследованиях PISA. Оно определяется как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину» [1].
Данное определение отражает особенности умственной деятельности при решении разнообразных проблем с помощью математики и предполагает готовность человека применять математику в различных ситуациях и повседневной жизни. Очевидно, что нацеленность обучения на развитие математической грамотности определяет приоритет заданий, имеющих ярко выраженную прикладную направленность. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход, ставящий главной целью обучения развитие личности школьника [2–3]. Процесс обучения должен быть направлен на формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому проблема организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников становится особенно актуальной. Элективный курс «Развитие исследовательских умений задачами реальной математики» направлен на формирование математической грамотности высокого уровня на основе проектной и исследовательской деятельности по решению задач прикладной направленности.
1. Исследования PISA — 2018. Математическая грамотность [Электронный ресурс] // URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html (дата обращения 24.03.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Приказ Министерства образования науки и Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577.
4. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы: учебное пособие. — М. : Просвещение, 2011. — 64 с.
5. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — Т. 2. — № 2. — С. 65–70.