Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В исследовании был выявлен результативный характер преобладающих маркеров, т.е. успешность воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог направленной активности. Обнаружено, что когнитивный состав концепта «успешность» в группах студентов с разным опытом отношений в родительской семье представлен специфическим сочетанием семантических признаков. Благоприятный опыт отношений в родительской семье способствует смысловой направленности субъектов на успех (содержательный состав маркеров характеризуется позитивной модальностью). Когнитивный состав концепта «успешность» у студентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье характеризуется преобладанием противоречивых модальностей, где доминирующими стали маркеры материальной составляющей успеха. Преобладание эмоционально-оценочных маркеров в этой группе позволяет говорить о недостаточной когнитивной зрелости студентов. У студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье когнитивный состав концепта «успешность», отличается негативной модальностью, а также отсутствием признаков когнитивно-смысловой направленности, что отражает низкую способность к пониманию признаков этого концепта. В группе студентов с противоречивым опытом отношений в родительской семье в когнитивном составе концепта «успешность» наблюдается многообразие маркеров, где позитивные и негативные модальности встречаются в равной пропорции и зафиксированы признаки взаимодействия интеллектуальных и личностных ресурсов студентов.

Ключевые слова:
контент-анализ, успешность, концепт, семья, опыт отношений в родительской семье, ментальные репрезентации, студенты.
Текст

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А.

Актуальность
Общеизвестным является тот факт, что семья была и остается фундаментом успешного общества, успешной личности. Теоретический анализ проблемы семьи и семейных отношений показал, что семья действительно оказывает влияние на развитие личности, ее эффективность и успешность (И.В. Дубровина, И.А. Кибальченко, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, В.И. Слободчиков, Н.Н. Толстых, З. Матейчек); обусловливает формирование тех
поведенческих стратегий ребенка, которые впоследствии опосредуют выбор им определенных копинг-стратегий (М.В. Сапоровская); является условием формирования системы ценностей, идеалов и в конечном итоге — мировоззрения личности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов); выступает предиктором интеллектуальных и личностных ресурсов человека (И.В. Ткаченко, Т.И. Толстых, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова,
П.Ф. Лесгафт, В. Сатир, С.Н. Сорокоумова, А.С. Спиваковская, О.В. Суворова, Э.Г. Эйдемиллер, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др.) и т.п. При этом любые деформации, нарушения в семье и семейных отношениях (неполная семья, диссонанс в эмоциональных связях, изменения в распределении семейных ролей и выполнении семейных функций и т.д.), становятся фактором формирования неуверенности личности, низкого уровня притязаний, высокой тревожности, низкой социальной и личностной успешности, низкой устойчивости молодых людей к различного рода неблагоприятным, деструктивным воздействиям.

Список литературы

1. Андросенко М.Э. Гендерные особенности социальных представлений об успешности [Текст] / М.Э. Андросенко // Мир психологии. — 2013. — № 2. — С. 240–246.

2. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Н.Н. Посысоев. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 180 с.

3. Райгородский Д.Я. Хрестоматия «Психология семьи» [Текст] / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — 752 с.

4. Тугушева А.Р. Социальные представления и содержательные компоненты установки на успешность у молодежи [Текст] / А.Р. Тугушева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. — 2008. — Т. 2. — № 3–4. — С. 42–44.

5. Шамионов Р.М., Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2009. — № 3. — URL: http://psyedu.ru/journal/2009/3/Shamionov_Tugusheva.phtml (дата обращения: 20.11.2017).

6. Щербакова Т.Н. Ценностное отношение к успеху как акмеологический фактор профессионального роста психологов [Текст] / Т.Н. Щербакова, А.А. Киреев // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки: научно-педагогический журнал. — 2013. — № 12. — С. 107–113.

7. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80–90-х годов [Текст] / Е.В. Якимова — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1996. — 200 с.

8. Low R.S.T., Overall N.C., Hammond M.D., Girme Y.U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement (Article). Emotion. Vol. 16, Iss. 5, 2016, 16 p.

9. Thompson T. Re-examining the effects of noncontingent success onself-handicapping behavior (Article). British Journal of Educational Psychology Vol. 74, I. 2, June 2004, pp. 239–260.

Войти или Создать
* Забыли пароль?