Москва, Россия
В статье анализируются научные взгляды исследователей на структуру компетентности и компетенции. Раскрывается содержание структурных компонентов центральных понятий компетентностного подхода. Рассматривается видение деятелей науки и практики на классификацию компетентности и компетенции. Из множества обозначенных определяются следующие ключевые надпрофессиональные компетенции или базовые навыки: ценностно-смысловые; политические и социальные; общекультурные; учебно-познавательные; коммуникативные; информационные. Систематизируются группы выделяемых компетенций и описываются подходы для их дифференциации, являющиеся некими моделями (способами) выявления и оценки компетенций: основанные на личностных характеристиках; на процессуальном аспекте реализации деятельности; на выполнении функционально-технологических действий внутри конкретной специальности или на определённой должности; на управлении результатами деятельности.
компетентностный подход, компетентность, компетенции, подходы к классификации, ключевые компетенции, образование, профессиональная деятельность.
Вводная часть
Неоднозначность в понимании центральных понятий компетентного подхода порождает столь же много разнообразных научных точек зрения в отношении выделения структурных компонентов компетентности / компетенции и основания для их дифференциации. Однако определенность в данных вопросах позволит не только понять, как эффективно выстроить образовательный процесс, но и по каким критериям, показателям оценивать конечный
результат обучения или отбирать сотрудников при трудоустройстве. Рассмотрение и анализ существующих теоретико-методологических подходов в данной области исследования В зарубежной и отечественной науке существует несколько точек зрения на структурные составляющие компетентности. Первая точка зрения основывается на трех слагаемых компетентности:
• комплексность и мобильность знаний;
• вариативность методов решения задач / проблем;
• критичность мышления [21].
Вторая точка зрения состоит в рассмотрении также трехкомпонентной структуры компетентности:
• социальный — способность к взаимодействию, работе в команде, готовность проявлять активность, инициативу и нести ответственность за результат деятельности;
• специальный — способность самостоятельно решать профессиональные задачи и выполнять конкретные виды деятельности, объективно оценивать результаты работы; способность обучаться новым знаниям и опыту конкретных действий по специальности; • индивидуальный — ориентация на постоянное самообразование и совершенствование в профессии, способность к социальной и профессиональной рефлексии; способность противостоять профессиональной деформации и преодолевать кризисы в работе [12]. Третья точка зрения раскрывает двухкомпонентное содержание компетентности:
• технологический — владение специализированными профессиональными технологиями;
• надпрофессиональный — способности, выходящие за границы конкретной специальности, определяющие потенциал личности и позволяющие человеку быть мобильным в мире труда. Еще одна позиция на структуру компетентности представлена А.К. Марковой, которая выделяет четыре блока:
• профессиональные знания;
• профессиональные умения;
• профессиональная позиция и социальные установки;
• личностные особенности, обеспечивающие овладение необходимыми знаниями и умениями [14].
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/, свободный (дата обращения: 17.12.2017).
2. Ардюкова О.С. Исследование феномена морального лидерства: от диагностики к формированию компетенций [Текст] / О.С. Ардюкова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2017. — Т. 6. — № 4. — С. 50–56.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг. — СПб.: Питер, 2012. — 825 с.
4. Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса [Текст] / И.Ю. Беликова // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 79–85.
5. Волгина С.В. Компетенции выпускников вуза как ресурс конкурентоспособности региона [Текст] / С.В. Волгина, Н.В. Погорелова // Практический маркетинг. — 2016. — № 5. — С. 9–16.
6. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 301 с.
7. Дуракова И.Б. Управление персоналом в России: парадигмы и практика [Текст] / И.Б. Дуракова, А.Я. Кибанов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 154 с.
8. Ермаков Д.С. Информационная компетентность в информационном обществе [Текст] / Д.С. Ермаков // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 26–30.
9. Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. — 2016. — № 10. — С. 15–19.
10. Катаев С.Г. Индикаторный метод оценивания компетенций [Текст] / С.Г. Катаев, Ю.О. Лобода, Е.А. Хомякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 11. — С. 70–73.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
12. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» [Текст] / В. Ландшеер // Перспективы. Вопросы образования. — 1988. — № 1. — С. 24–26.
13. Маркова А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования Текст] / А.К. Маркова // Акмеология. — 2003. — № 3. — С. 47–50.
14. Маркова А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 23.
15. Махаева Л.В. Условия формирования общих компетенций (на примере информационной компетенции) [Текст] / Л.В. Махаева // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2012. — № 3. — С. 62–66.
16. Новиков А.М. Профессиональное образование в России: перспективы развития. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254 с.
17. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования [Текст] / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования; под ред. В.И. Байденко, Дж. Зантворта. — М.: ДЕЛФИ, 2001. — 137 с.
18. Робертс Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях [Текст] / Г. Робертс. — М.: Гиппо, 2010. — 288 с.
19. Серебрякова Т.А. Проблема духовно-нравственного воспитания и ее теоретико-методологическое осмысление [Текст] / Т.А. Серебрякова, А.А. Бурханова, О.М. Казакова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2017. — Т. 6. — № 3. — С. 75–82.
20. Хуторской А.В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского [Текст] / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — 2016. — № 1. — С. 11–24.
21. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения [Текст] / М.А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1997. — 152 с.
22. Batista-Foguet J.M., Saris W.E., Boyatzis R.E., Guillén L., Serlavós R. Effect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 46. № 5–6. pp. 575–580.
23. Cheetham G., Chivers D. The reflective (and competent) practitioner: A model of professional competence, which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. 1998. Vol. 22. № 7. Pp. 267–276.
24. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997. 73 р.
25. Leong F.T.L., Wong P.T.P. Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework // Counseling Psychology's Focus on Positive Aspects of Human Functioning; ed T.S. Krieshok [et al.]. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012. Pp. 123–150.
26. Lueneburger C., McClenaghan S., Paret F., Prieto A. Competency and Potential: A Model for Private Equity Operating Partners. NY.: Egon Zehnder International, 2012. 10 р.
27. Parry S.B. The quest for competences: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study // Training. 1996. Vol. 33. Pp. 48–56.
28. Winterton J., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Prototype Typology of Knowledge, Skills and Competences // Human Resource Development International. 2005. Vol. 8. № 1. Pp. 27–46.
29. Wolf A. Competence-Based Assessment. Buckingham: Open University Press, 1995. 176 р.