ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены особенности организации самостоятельной работы студентов медицинского профиля. Описана внеаудиторная и аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Решение проблем пациентов». Представлена структура оценочного листа для зачета самостоятельной работы студентов

Ключевые слова:
обучение, студенты медицинского профиля, самостоятельная работа, оценочный лист, решение проблем пациентов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность. Самостоятельная работа студентов является организованной деятельностью, направленной на выполнение определенной цели [3]. В современных образовательных стандартах объем самостоятельной работы составляет 50% от учебного времени [2]. Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную [1]. Выделяют уровни самостоятельной работы: воспроизводящий; реконструктивно-вариативный; эвристический; творческий [4]. В связи с этим возникают вопросы, как организовать самостоятельную работу студентов, какой уровень самостоятельной работы предложить, чтобы учебный процесс был максимально продуктивен.

Цель: изучение особенностей организации самостоятельной работы при обучении студентов медицинского профиля Евро-Арктического региона.

Материалы и методы: рабочие программы профессионального модуля; использованы методы: анализ, систематизация, моделирование, и обобщение.

Результаты. В Архангельском медицинском колледже самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста медицинского профиля. Самостоятельная работа включена во все учебные курсы и составляет 50% учебного времени. Работа делится на внеаудиторную и аудиторную самостоятельную работу. Внеаудиторная самостоятельная работа состоит из работы с источниками литературы; подготовки докладов, сообщений; из написания заключений, сестринских карт; создания иллюстративно-презентационных материалов; работы с тестами и вопросами для самопроверки и т.д. В свою очередь, аудиторная самостоятельная работа включает в себя работу с медицинскими документами; дискуссии; решение задач; контрольные работы; тестирование и т.д.

Рассмотрим особенности организации самостоятельной работы студентов специальности «Сестринское дело» в рамках дисциплины «Решение проблем пациентов».

Рабочая программа профессионального модуля выполнения работ по профессии «Младшая медицинского сестра по уходу за больными» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело». Рабочая программа профессионального модуля «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» включает раздел 2 дисциплину «Решение проблем пациентов посредством сестринского ухода».  Дисциплина рассчитана на 48 часов, из них: лекции – 8 час.; практические занятия – 24 час.; внеаудиторная самостоятельная работа – 16 час. Согласно рабочей программе дисциплины, внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя: составление словаря; оформление стандартов сестринских манипуляций; ответы на вопросы для самоконтроля; решение ситуационных задач. Зачет внеаудиторной работы организуется по результатам сдачи выполненных заданий. Аудиторная часть самостоятельной работы входит в состав практического занятия, для ее анализа используются оценочные листы, которые позволяют оценить уровень сформированности компетенций (профессиональные компетенции дисциплины «Решение проблем пациентов»: эффективно общаться с пациентами и его окружением в процессе профессиональной деятельности; соблюдать принципы профессиональной этики; осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условия учреждения здравоохранения и на дому; консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода).

Оценочный лист по дисциплине «Решение проблем пациентов» включает следующие структурные элементы:

  •  наличие специальной медицинской униформы (благодаря данному элементу производится оценка степени защищенности и безопасности медицинского работника в соответствии с требованиями санитарных правил и норм);
  •  установление психологического контакта с пациентом (с помощью данного элемента оценивается: эмпатическое взаимодействие; тактичность, уважение к личности; уровень сформированности коммуникативных навыков; кинесика общения, проксемическое взаимодействие; использование такесических средств; наличие или отсутствие коммуникационных барьеров общения и т.д.);
  •  определение нарушенных потребностей пациента (производится оценка дыхания пациента; питания; особенностей выделения продуктов жизнедеятельности; предпочитаемое положение; сон и бодрствование; соблюдение личной гигиены; внешний вид; особенности общения и выражение эмоций; потребности в уважении и независимости и т.д.);
  •  определение настоящих, потенциальных и приоритетных проблем (оценка разрешающей способности: производится определение иерархии проблем);
  •  определение цели сестринских вмешательств по приоритетной проблеме (определение осознанных запланированных краткосрочных и долгосрочных действий в отношении первоочередных, важных патологий и состояний пациента);
  •  составление плана сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства (разработка этапированности работы включает в себя характеристику лечебно-охранительного режима; обеспечение питанием пациента; выполнение назначения врача; обучение пациента; уход за пациентом; наблюдение за пациентом и т.д.);
  •  проведение реализации плана сестринского вмешательства (определение типа и методов сестринского вмешательства).

Для каждого структурного элемента оценка производится в балловом эквиваленте с вариацией от 0 до 2. По результатам оценочного листа выставляется зачет.

Вывод. Таким образом, в рамках дисциплины «Решение проблем пациентов» выполняются все уровни организации самостоятельной работы. Представленный оценочный лист позволяет наиболее качественно оценить сформированность компетенции студентов медицинского профиля

Список литературы

1. Ершова Н.А. Самостоятельная работа как фактор формирования компетенций студентов технического колледжа // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 22. – С. 269-270.

2. Иргалиева А.И. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход к определению понятия // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 19-25.

3. Кулачко Н.С. Организация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе педагогического колледжа // Новые технологии. – 2012. – Вып.1 – С. 263-266.

4. Ситникова М.А. Рабочая тетрадь по математике как средство организации самостоятельной работы студентов колледжа // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 123-128.

Войти или Создать
* Забыли пароль?