КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ С ОЦЕНКАМИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одна из проблем, вызывающая интерес исследователей, — это адаптация студентов первого курса. Одним из показателей их успешной адаптации многие исследователи считают успеваемость. С помощью корреляционного и структурного анализа была исследована взаимосвязь результатов итоговых экзаменов в общеобразовательной школе и результатов обучения в первом полугодии в период адаптации студентов-первокурсников Института физики Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). На первом этапе педагогического анализа мы пришли к выводу, что между результатами итоговых экзаменов в общеобразовательной школе и результатами обучения в первом полугодии в период адаптации студентов-первокурсников Института физики выявлена незначительная разница, что демонстрирует их взаимозависимость. В статье также представлен алгоритм работы с корреляционной матрицей. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями высшей школы, кураторами студенческих групп, а также исследователями при организации и проведении эксперимента по своей проблеме в образовательной организации высшей школы.

Ключевые слова:
адаптация, первокурсник, оценка, корреляционная матрица.
Текст

Введение
Студенческий период жизни человека привлекает внимание философов, психологов, физиологов, социологов, педагогов. Сегодня студент в стенах высшего профессионального заведения прикладывает усилия, чтобы усвоить теоретические знания по своей будущей профессии, а завтра уже применяет полученные знания, работая по специальности. Работодатели заинтересованы в том, чтобы студент получил качественное профессиональное образование. Одна из проблем, вызывающая интерес исследователей — адаптация студентов первого курса. Высшее учебное заведение решает проблему перехода личности от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Студенты первого курса с началом обучения в вузе оказываются на начальном этапе адаптации, которая может растянуться до конца 2-го и даже начала 3-го семестра. Для отдельных студентов адаптация может продлиться весь период обучения в вузе. Одним из показателей успешной адаптации студентов первого курса является успеваемость [14], которая, по мнению группы ученых, зависит от результатов итоговых экзаменов в общеобразовательной школе [9, 10, 16]. Эти ученые для обработки данных использовали разные методики, мы же решили применить корреляционный и структурный анализ матрицы данных [4], что позволяет выявить возмож-
ные скрытые факторы, оказывающие влияние на изучамый объект. Проблему адаптации студентов-первокурсников высших профессиональных организаций ученые исследуют с разных ракурсов, например:
 взаимосвязь степени стресса и адаптации [20];
 физиология студента и адаптация [26];
 взаимосвязь психологических и психофизиологических показателей студентов разных социальных групп и адаптация [11];
 взаимосвязь мотивации адаптации и психического здоровья студентов [19];
 взаимосвязь общения в социальных сетях и адаптации [24];
 взаимосвязь стиля воспитания в семье, текущие отношения с родителями, психологическое благополучие в семье и адаптация [29];
 процесс адаптации в вузе и нарастание сложности в отношениях с родителями, друзьями, дистанцирование от той культурной среды, в которой выросли студенты [22];
 социальная адаптация студентов [7, 6];
 учебная адаптация студентов [8];
 адаптация иностранных студентов [18];
 процесс культурной ассимиляции сельских школьников в городской культуре и адаптация в вузе [27];
 методическая система, способствующая успешной учебной адаптации первокурсников [13];
 построение учебного плана на модульной основе [3];
 внедрение в учебный процесс новых форм обучения [1];
 творчество в совместной деятельности педагога и студента в учебном процессе, способствующее адаптации студентов [21];
 использование в учебном процессе сетевых информационных ресурсов, способствующих адаптации студентов [5]; социальная активность и успеваемость [25];
 проблема адаптации студентов первого курса, рассматриваемая на курсах повышения квалификации, которые организуются для преподавателей вузов [2, 15].
Это лишь часть исследований, посвященных проблеме адаптации студентов-первокурсников высших профессиональных организаций.

Список литературы

1. Габдрахманова Р.Г. Современные формы организации учебной деятельности студентов // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 3 (110). — С. 79–82.

2. Габдрахманова Р.Г., Хусаинова Р.М., Чиркина С.Е. и др. Разработка курсов повышения квалификации — неотъемлемая часть работы над образовательным проектом // Психологическая наука и образование. — 2015. — № 7 (4). — С. 73–93.

3. Гарнаева Г.И., Аганов А.В., Нефедьев Л.А., Низамова Э.И. Педагогическая технология и модульное обучение как факторы развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 3 (110). — С. 10–23.

4. Гарнаева Г.И., Кузнецов Е., Нефедьев Л.А. Структурные исследования успеваемости студентов физического факультета ТГГПУ // Вестник ТГГПУ. — 2008. — Вып. 4 (15). — С. 10–13.

5. Гарнаева Г.И., Низамова Э.И., Темников Д.А. Роль сетевых информационных ресурсов в управлении научно-исследовательской деятельностью студентов // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 3(110). — С. 40–43.

6. Григорян Э.Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе [Электронный ресурс] // Культура и образование. — 2014. — Т. 12 — URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2735.

7. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Т. 5. — С.162–166.

8. Жегульская Ю.В. Факторы учебной адаптации студентов первого курса (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусства) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — Т. 15. — С. 130–138.

9. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. — 2013. — Т. 30. — № 2. — С. 93–114.

10. Майорова Н.В. Противоречия ЕГЭ и развитие системы образования // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2014. — Вып. 2 (7). — С. 58–65.

11. Нотова С.В., Кияева Е.В., Алиджанова И.Э., Акимов С.С. Показатели психофизиологической адаптации студентов разных социальных групп // Экология человека. — 2015. — Т. 11. — С. 41–47.

12. Польдин О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. — 2011. — № 1 (21). — С. 56–69.

13. Попцов А.Н., Суровикина С.А. Aнализ содержания понятия «адаптация» и ее диагностика в процессе обучения физике первокурсников филиала политехнического вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — Т. 2. — С. 132–141.

14. Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. — 2004. — Т. 5. — С. 81–83. — URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?Id=5688 (дата обращения: 27.11.2016).

15. Темников Д.А., Гарнаева Г.И., Аганов А.В. Модель повышения квалификации преподавателей в больших учебных группах // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 3 (110). — С. 83-86.

16. Хавенсон Т.Е., Соловьева А.А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. — 2014. — Т. 1. — С. 176–199.

17. Щеголева Л.В., Суровцова Т.Г. Результаты ЕГЭ и успеваемость студентов первого курса // Quarterly scientifi c peer-reviewed on-line journal “Lifelong education: XXI century”. — 2015. — № 4 (12).

18. Akhtar N., Pratt C.B., Bo Sh. Factors in the crosscultural adaptation of African students in Chinese universities // Journal of Research in International Education. — 2015. — V. 14. — № 2. — P. 98–113.

19. Bailey T.H., Phillips L.J. The infl uence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance // Higher Education Research & Development [Published Online]. — 2015. — V. 25. — P. 201–216.

20. Clinciu A.l Ion. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2013. — V. 78. — P. 718–722.

21. Khuziakhmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G. Creativity in Joint Activity of Teacher and Student in the Learning Process // IEJME-Mathematics Education. — 2016. — № 11(4). — P. 735–745.

22. Lehmann W. Habitus Transformation and Hidden Injuries Successful Working-class University Students // Sociology of Education. — 2014. — V. 87. — P. 11–15.

23. Lukas Graf. The rise of work-based academic education in Austria, Germany and Switzerland // Journal of Vocational Education & Training. — 2016. — № 68(1). — P. 1–16.

24. Nalbone D.P., Kovach R.J., Fish J.N., Mccoy K.M., Jones K.E., Wright H.R. Purposive Use of Social Networking Web Sites for the First-Year Experience // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. — 2016. — V. 17. — P. 489–512.

25. Nuñez A.-M. Organizational Eff ects on First-Year Students’ Academic Outcomes at a New Public Research University // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. — 2009. — V. 10. — № 4. — P. 525–541.

26. Panikhina A.V. Physiology of adaptation of fi rst-year students to studies at higher educational institutions // Bull Exp Biol Med. — 2011. — V. 151. — P. 278–279.

27. .Xiulan Yu. From Passive Assimilation to Active Integration: The Adaptation of Rural College Students to Cities // Chinese Education & Society. — 2015. — V. 24. — P. 92–104.

28. James M. Comparative-Historical Methodology // Annual Review of Sociology. — 2004. — V. 30. — P. 81–101.

29. Wintre M.G., Yaffe M. First-Year Students’ Adjustment to University Life as a Function of Relationships with Parents // Journal of Adolescent Research. — 2015. — V. 15. — P. 19–37.

Войти или Создать
* Забыли пароль?