КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одной из главных задач российской образовательной политики является достижение нового качества образования. Кроме того, актуализируется важность включения общественности в оценку деятельности системы образования, представления больших возможностей для проявления инициативы и активности непосредственным участникам образовательных отношений. Одним из показателей качественного общего образования является удовлетворенность учащихся и родителей, которая также может рассматриваться как эффект модернизационных процессов, происходящих в региональной системе образования. Удовлетворенность качеством получаемого общего образования в регионе определяется через изучение мнений респондентов в рамках ежегодного мониторингового исследования, в ходе которого учащиеся 10-х, 11-х классов и их родители выражают мнение о качестве реализации отдельных направлений деятельности общеобразовательных организаций. Также данные исследования дают возможность получить представление о запросах участников образовательных отношений. В статье представлены результаты исследования за период с 2013/14 по 2017/18 учебный год, определены направления совершенствования деятельности общеобразовательных организаций.

Ключевые слова:
удовлетворенность, качество общего образования, мониторинговые исследования, учащиеся, родители.
Текст

В современной образовательной политике приоритетное место занимают вопросы обеспечения качественного образования. При этом внимание акцентируется на том, что содержание требований к качеству общего образования сегодня должно определяться, в том числе, и непосредственными участниками образовательных отношений [4, 10]. В связи с этим изучение запросов, ожиданий, потребностей учащихся и родителей, а также определение их
удовлетворенности качеством получаемого образования является особенно важным. В Кемеровской области данный вопрос решается через проведение мониторингового исследования «Удовлетворенность населения качеством общего образования» [1, 5–9]. Методологической основой исследования является:
 мониторинговый подход, обеспечивающий эффективный механизм оперативного сбора и анализа информации с последующей трансформацией его результатов в прогнозы и рекомендации для принятия управленческих
решений;
 рассмотрение качества образования как интегральной характеристики системы образования, изучаемой в виде единства качества условий, процесса получение образования, образовательных результатов;
 определение представлений потребителей о качественном образовании, запросов к деятельности общеобразовательных организаций как индикатора удовлетворенности;
 использование актуальных характеристик системы образования для формирования содержательной основы инструментария исследования;
 применение статистических и математических методов обработки данных;
 изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг посредством двух взаимодополняющих подходов [3].
В рамках первого подхода удовлетворенность рассматривается как устойчивое эмоциональное оценочное представление потребителей о качестве образования и изучается с помощью прямого вопроса: «Удовлетворены ли Вы качеством образования, которое дает образовательная организация?» Полученные результаты характеризуют эмоциональное отношение потребителей к деятельности образовательных организаций в целом, свидетельствуют о наличии устойчивых эмоций в отношении оказываемых организациями образовательных услуг. Однако для принятия управленческих решений данных об эмоциональной оценке потребителями качества образования недостаточно. Необходимо иметь четкое представление о том, что стоит за эмоциями участников образовательных отношений. С этой целью в исследовании применяется второй подход, который является структурным и включает изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг условиями в образовательных организациях, процессом получения образования, образовательными результатами.
В рамках структурного подхода, удовлетворенность рассматривается как соответствие системы общего образования запросам, потребностям участников образовательных отношений и изучается на основе разработанного математического аппарата, в соответствии с которым рассчитываются коэффициенты, отражающие запросы к системе общего образования («важность»), а также мнения о качестве реализации характеристик общего образования в деятельности образовательной организации (ОО) («исполненность») [3].

Список литературы

1. Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. Как оценить удовлетворенность потребителей качеством образования: опыт Кемеровской области // Вестник образования. — 2014. — № 10 (2784). — С. 53–60.

2. Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. Программа мониторингового исследования «Удовлетворенность населения качеством общего образования» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. — 2009. — Т. 1. — № 6. — С. 44.

3. Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. Оценка соответствия качества общего и дополнительного образования запросам участников образовательных отношений (региональный аспект) // Оценка качества образования в системе управления реализацией ФГОС общего образования : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01–28 февраля 2017 года / ред.кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и др. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. — С. 32–38.

4. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 № 367 (ред. от 21.06.2016) «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014–2025 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/documents/524/ (дата обращения: 27.03.2018).

5. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. [и др.]. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. — 373 с.

6. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. [и др.]. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. — 277 с. — (Качество образования).

7. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. [и др.]. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. — 310 с. — (Качество образования).

8. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Курносова Е.И. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. 296 с.: табл. (Серия «Качество образования»).

9. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Васильева Т.В., Курносова Е.И. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. Курносова. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. — 295 с. — (Качество образования).

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.03.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?