Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников как планируемого результата обучения. Обсуждается значение и необходимость развития у младших школьников общекультурной грамотности в качестве центральной составляющей социальной функциональной грамотности. Рассматривается совокупность умений, которые дают субъекту возможность ориентироваться в отдельных культурных явлениях, правильно воспринимать и интерпретировать авторский замысел различных художественных произведений, решать творческие задачи. На конкретных примерах описываются методы, приемы и формы организации обучения младших школьников, способствующие становлению и развитию у них элементов общекультурной функциональной грамотности.
общекультурная грамотность; начальное обучение; содержание учебных предметов начальной школы; эмоциональное отношение к культуре; совокупность умений; творческие задания; формы организации.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
«ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Напомним, что понятие «общекультурная функциональная грамотность младшего школьника» складывается из трех важнейших характеристик:
1) потребность в обогащении своих знаний, развитии художественных интересов;
2) способность проявлять эмоциональное отношение к различным сторонам культуры;
3) совокупность умений, определяющих возможность ориентироваться в явлениях культуры, интерпретировать художественно- эстетическую информацию и решать творческие задачи.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Владос, 2000. — 334 с.
2. Артёмов В.А. Речевой поступок. — М.: Просвещение, 2011. — 264 с.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: Академия, 2002. — 290 с.
4. Блох М.Я. Строй диалогической речи. — М.: Прометей, 2009. — 160 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства / под общ. ред. В.В. Иванова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
6. Глядиковская Е.С. Говорение как вид речевой деятельности. — М.: Просвещение, 2009. — 173 с.
7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Просвещение, 2011. — 173 с.
8. Импровизация на занятиях в художественных кружках и студиях. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: методическое пособие / под ред. Е.П. Кабковой. — М.: Просвещение, 2009. — С. 76–87.
9. Леонтьев А.А. Психология общения. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2009. — 211 с.
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: книга для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
12. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. — 441 с.
13. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 200 с.
14. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта; Наука, 1999. — 232 с.
15. Соловьёва А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. — 2005. — № 6. — С. 104–110.
16. Сопер П. Основы искусства речи / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — 416 с.
17. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. — 224 с.
18. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2016. — № 1 (23). — С. 179–185.