В настоящий момент системы качества отечественных учебных заведений базируются на методологии TQM. Согласно стандартам, учебное заведение должно всесторонне оценивать свою деятельность, поэтому, проводимая в настоящее время, оценка качества преподавания является лишь частью необходимых мероприятий.
качество, образование, оценка, работодатели, компетенции, университет.
Учебному заведению следует обращать особое внимание на удовлетворённость потребителей своими услугами и продукцией, ведь одним из наиболее важных и необходимых элементов в управлении качеством образования являются требования всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей, как первоисточника требований, к уровню подготовки выпускников в вузе, поскольку оценить качество выпускника можно лишь по результатам его трудовой деятельности[1]. Эти требования, прежде всего, представляют набор профессиональных характеристик, которыми должен обладать настоящий специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее точно соответствовать специальности и успешно выполнять профессиональные обязанности. Для того чтобы сделать вывод о качестве услуги или продукции, необходимо иметь нормы качества, которые формируются на основе анализа потребностей заинтересованных сторон и накопленной статистики по данному показателю качества.
Полученные в процессе обучения профессиональные характеристики каждого студента, сформированные с учетом требований заинтересованных сторон и выраженные в терминах образовательного процесса или образовательной программы, отражают действительный уровень обладания конкретным студентом знаний и умений [2].
Характеристики можно разделить на профессиональные знания, умения и навыки, которые непосредственно характеризуют работника в профессиональной области, и личностные качества, которые характеризуют работника как личность.
Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов является не менее важным и в данной работе рассматривается как процесс системного статистического исследования в соответствующей сфере.
Проведение мониторинга ориентировано на отслеживание динамики изменений в наблюдаемом объекте и предполагает организацию систематических исследований или «замеров» по схожей методике через определенные промежутки времени. Система мониторинга также позволяет выявить изменения в структуре сегментов рынка труда и отвечать на ряд вопросов об удовлетворенности работодателей качеством принимаемых выпускников вузов, уровнем их подготовки, степени ориентации образовательных программ вуза на потребности рынка труда [3].
Цель мониторинга – непрерывное измерение удовлетворенности предприятий и организаций-работодателей качеством принимаемых выпускников высших учебных заведений. Разработанная концепция построения системы мониторинга максимально ориентирована на поиск новых подходов в предоставлении образовательных услуг и формирование соответствующей стратегии вузов в отношениях с работодателями.
Среди наиболее важных функций мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров можно отметить следующие: аналитическая, диагностическая, прогностическая, информационная, организационно-управленческая [4]. При разработке системы мониторинга в данной работе учитывались следующие требования: достоверность, простота, оперативность, экономичность.
В качестве объектов мониторинга выступают организации-работодатели выпускников вузов. При этом мониторинг должен проводиться на основе комплексного использования информации из первичных и вторичных источников. Важно отметить, что система мониторинга построена на учете взаимных интересов в системе «вуз – выпускник – работодатель».
Результаты проведения мониторинга рынка удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вузов предоставляют субъектам данного сектора рынка труда следующие возможности:
· студентам и выпускникам – получать информацию о требованиях работодателей, корректировать свою работу по подготовке и самоподготовке для обеспечения востребованности на рынке труда;
· работодателю – сформулировать требования (текущие и перспективные) к качеству и структуре подготовки кадров, требования к содержанию программ подготовки с перспективой получения в будущем сотрудников, подготовленных с учетом этих требований;
· вузу – учитывать требования работодателей к качеству подготовки выпускников вузов и востребованности специалистов различных направлений; формировать новые и актуализировать существующие программы подготовки в исследуемых направлениях, обобщать требования учебных заведений к научным и научно-педагогическим кадрам для развития вузовского сектора науки.
Вышеприведенное обоснование цели и задач системы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов иллюстрируется на рис. 1.Практическая реализация модели мониторинга удовлетворенности работодателей подготовкой вузами выпускников предполагает выполнение следующих этапов:
1. Организационный этап
На первом этапе мониторинга удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов определяются: цели мониторинга, модель осуществления мониторинга, субъект проведения мониторинга (кто непосредственно его будет осуществлять), показатели для рассматриваемого предмета исследования и алгоритмы их определения, программа мониторинга. При этом определяются способы связи между субъектом (включая его отдельных представителей, например, интервьюеров) и объектами проведения исследования. Субъектами мониторинга являются представители организаций-работодателей и их ассоциаций.
2. Исследовательский этап
В рамках первой группы работ данного этапа определяется информационное поле исследования и производится сбор вторичной информации (обзор ведомственной статистики, учетных данных кадровых служб предприятий и органов власти, докладов рекрутинговых и консалтинговых компаний, а также нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда и т.д.) в целях анализа состояния рынка в целом и сегмента удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов в исследуемом сегменте рынка труда в частности, а также процессов, на них воздействующих.
В рамках второй группы работ данного этапа проводится сбор первичной информации о текущем состоянии, перспективах и движущих силах рынка труда исследуемого сектора, а также о степени соответствия выпускников вузов требованиям работодателей, включающий проведение исследования представителей работодателей и их объединений.
Рис. 1. Система мониторинга удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов
3. Аналитический этап
Включает интеграцию собранной информации в информационно-аналитическую систему мониторинга, обработку и систематизацию информации, полученной в результате осуществления работ по предшествующим стадиям. При этом для обработки и анализа результатов социологических исследований может использоваться один из стандартных пакетов обработки статистической информации. Так использование пакета анализа данных социологических исследований SPSS позволяет проводить комплексный анализ статистических данных, включая: построение таблиц сопряженности, проведение факторного, кластерного и регрессионного анализа, визуализацию получаемых данных посредством построения диаграмм, графиков, гистограмм. Второй и третий этапы мониторинга могут реализовываться последовательно-параллельно.
4. Отчетно-информационный этап
В рамках первой группы работ обеспечивается формирование на основе предшествующего анализа сводного итогового отчета по выработанной структуре и алгоритму, определяются методы наглядного представления материалов отчета. Данный интегральный отчет включает рекомендации:
- по выбору приоритетных направлений подготовки кадров, включая кадры высшей квалификации в соответствии с потребностями предприятий – работодателей в исследуемом секторе рынка труда;
- по учету текущих и определению перспективных потребностей организаций-работодателей исследуемого сектора;
- по методам оценки эффективности системы мониторинга.
Аналитическая информация итогового отчета содействует:
- повышению качества подготовки вузами выпускников посредством корректировки процесса обучения, что является первоочередной задачей, необходимой для улучшения качества выпускников высшей школы;
- формированию и корректировке стратегии развития учебного заведения.
В рамках второй группы работ определяются методы информирования заинтересованных групп пользователей о результатах проведенных работ, а также производится само информирование.
5. Заключительным этапом является формирование задания на проведение мониторинга удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов на очередной период.
Оценку степени удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов на рынке профессионального труда разумно осуществлять при помощи методов анкетирования на основе формализованной анкеты в бумажной и электронной форме. Поскольку набор критериев в большой степени специфичен для различных групп специальностей, то были выявлены следующие группы критериев, которыедолжны быть включены в анкеты (табл. 1).
Таблица 1
Группы критериев оценки удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников вузов
№п/п |
Группа критериев оценки |
Параметры оценки |
|
Удовлетворенность организации-работодателя уровнем подготовки выпускников |
|
|
Удовлетворенность организации-работодателя взаимоотношениями с вузами |
|
|
Оценка уровня кадровой обеспеченности организации-работодателя в сотрудниках-специалистах |
|
Вопросы анкеты должны быть ориентированы на оценку удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников с учетом:
· различного уровня подготовки выпускников по программам высшего образования;
· особенностей различных областей деятельности и, соответственно, различных компетентностных профилей данных выпускников.
Система мониторинга должна быть встроена в систему формирования и реализации стратегии вуза, реализуя при этом функцию согласования интересов внутренней и внешней среды вуза в целях обеспечения долгосрочного устойчивого развития последнего.
В основе стратегии развития современного вуза должна лежать рыночная ориентация [5]. Применительно к высшему образованию под образовательной услугой (товаром) понимается процесс получения определенного набора знаний и практических способов их применения, способных удовлетворить потребность личности в своем профессиональном статусе и росте [6].
Стратегия вуза должна представлять собой результат синтеза на основе ситуационного анализа, проведенного для соответствующего сегмента потребителей образовательных услуг. При этом формы ситуационного анализа могут быть различными (портфельный, ассортиментный, конкурентный, анализ направлений совершенствования продукта и т.д.). Позиционирование образовательных услуг заключается в том, чтобы осуществить выбор таких параметров образовательного продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей, обеспечат образовательным услугам конкурентные преимущества.
В этой связи при выработке рекомендаций по формированию стратегии вуза мы принимаем во внимание:
- модель поведения покупателя «побуждение – реакция», предложенную Ф. Котлером;
- концепцию маркетинг-микс «4Р». Хотя для образовательных услуг, из-за их отличия от материальных товаров, содержание маркетинг-микс может быть дополнено.
Основными объектами исследований в маркетинге образовательных услуг могут являться: спрос и предложение, границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся с учетом длительности оказания образовательных услуг, внутренняя и внешняя маркетинговые среды, конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегментах, конкурентоспособность образовательных услуг, поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов, содержание и причины неудовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов; структура, содержание и развитие коммуникационного взаимодействия в системе «вуз – студент/выпускник – работодатель» и ряд других объектов.
Основные направления создания вузом общественно значимой потребительской ценности следующие:
- научные исследования (создание новых знаний);
- обучение (распространение знаний);
- выполнение роли ответственных граждан (воспитание, социальная адаптация).
Реализовать эти направления вуз может, используя комбинацию двух основных подходов к формированию маркетинговой и общей стратегии:
- на основе конкурентных стратегий М. Портера (применительно к вузам включают четыре основных альтернативы: производство образовательных услуг с наименьшими затратами, дифференциация образовательных услуг, ориентация на широкий рынок, ориентация на узкую рыночную нишу);
- на основе эталонных стратегий роста: концентрированный рост, интеграция, диверсификация, сокращение.
На рис.2 показаны движущие силы, влияющие на разработку стратегии вуза.
Рис. 2. Движущие силы, влияющие на разработку стратегии вуза
Исходя из вышесказанного, в ходе работ по формированию стратегии вуза на основе системы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров, становится возможным выработка рекомендаций по следующим основным взаимосвязанным функциональным составляющим:
· стратегия товарного предложения (требования к качественным характеристикам услуг и их конкурентоспособности);
· ценовая стратегия (требования к ценовым параметрам образовательных услуг, с учетом затрат, конкурентоспособности и требуемой доходности);
· стратегия организации образовательного пространства с точки зрения обеспечения доступа к услуге потенциальных потребителей, организации и обеспечения процесса обучения;
· стратегия продвижения услуг, включая коммуникативную составляющую, брендинг, стимулирование сбыта и пр.
Одной из главных задач позиционирования образовательных услуг вуза, по нашему мнению, является его идентификация как производителя высококачественных услуг образования [7]. Цель в отношении продукта – сохранение его качества при добавлении новых свойств (например, новых форм обучения). В рамках стратегии продвижения в современных кризисных условиях одной из основных целей в деятельности вуза становится удержание старых и привлечение новых потребителей на основе создания позитивного имиджа. Ключевым элементом стратегии позиционирования является создание имиджа, то есть мероприятия по формированию и закреплению бренда вуза как производителя высококачественных, исключительных образовательных услуг по ряду специальностей [8].
Стратегия вуза в таком случае ориентирована на совершенствование образовательного продукта по характеристикам его недостатков и позиционирование преимуществ образовательного продукта вуза путем совершенствования указанных выше ассортиментной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
Вышесказанное позволяет представить модель обеспечения удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов на основе его мониторинга (рис.3).
Рис. 3. Модель обеспечения удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников вузов на основе взаимосвязи его мониторинга и формирования стратегии развития
Инструментами при формировании стратегии должны стать: анализ статистики, социологические методы исследования (прежде всего, различные виды опросов и наблюдения), бенчмаркинг, матричный анализ, PEST-, GAP- и SWOT-анализы.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях для большинства вузов важным фактором повышения устойчивости становится обеспечение связи стратегии вуза со стратегией государства, региона и основных потребителей-работодателей [9], поскольку:
· восприятие вузом стратегии развития региона и работодателей – гарантия новых рабочих мест выпускников вуза;
· принятие стратегии вуза – учет потребностей работодателей.
В этой связи базисом, обеспечивающим стабильный и долгосрочный характер взаимодействия партнеров, является участие вуза в выработке концепций устойчивого развития на местном и региональном уровне [10], включенность вуза в региональные планы и программы социально-экономического развития, включая развитие науки и образования, а также соответствующее развитие взаимоотношений с работодателями [11].
Таким образом, технология повышения эффективности образовательного процесса и, соответственно, удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников может выглядеть следующим образом:
· разработка и реализация стратегического плана развития вуза, основанного на концепции устойчивого развития отрасли или региона и основных работодателей [12];
· внедрение системы партнерского взаимодействия вуза с органами власти, бизнес-сообществом и населением для повышения уровня осведомленности в вопросах устойчивого развития и учета факторов устойчивого развития;
· оценка результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза на основе специально разработанных систем интервьюирования, анкетирования и выбора фокусных групп, а также на основе оценки действующих программ и используемых технологий;
· проведение оценки эффективности деятельности вуза.
1. Хохлова О.С. Развитие взаимодействия высших учебных заведений с промышленными предприятиями и государством на основе опыта США / А.А. Харин, О.С. Хохлова // Инновации. – 2011. – № 8 (154). – С. 17–23.
2. Федоров В.К. Повышение качества инновационных разработок в специальном машиностроении на основе применения методов стандартизации и дизайна / В.К. Федоров, А.А. Харин, А.Н. Ганза // Технология машиностроения. М.: Изд-во Россия, – 2013. – № 12. – С.62–64.
3. Рождественский А.В. Развитие инновационной деятельности на основе интеграции высших учебных заведений и предприятий / А.В. Рождественский, А.А. Харин, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, – 2013. – № 4-2 (183). – С.7–13.
4. Балашов В.В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В.В. Балашов, О.С. Харина, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, – 2013. – № 4-2 (183). – С.185–190.
5. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: монография / А.В. Рождественский, В.В. Балашов, А.А. Харин, О.С. Харина. М.: Альфа-М, 2014. 160 с.
6. Карпов А.С. Развитие инновационных предприятий на основе научно-исследовательской деятельности молодежи / А.С. Карпов, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», – 2015. – № 6. – С.275–279.
7. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», – 2015. – № 6. – С. 293–297.
8. Ганеев А.Р. Сертификация профессиональных квалификаций как один из основных инструментов развития человеческого капитала для построения инновационной экономики / А.Р. Ганеев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2015. – № 6 (200). – С.84–90.
9. Подураев Ю.В. Взаимодействие образовательных организаций высшего образования и машиностроительных предприятий как один из основных инструментов развития человеческого капитала / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2015. – № 8 (202). – С. 42–44.
10. KharinAlexander. Educationalenvironmentformingonthebasisofthehumancapitaldevelopment / AlexanderKarpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).
11. Подураев Ю.В. Развитие человеческого потенциала предприятий на базе совместных научно-образовательных комплексов с образовательными организациями высшего образования / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. – 2016. – № 8 (214). – С. 20–24.
12. Харина О.С. Управление функционированием инновационной образовательной организацией с целью развития её ресурсного обеспечения. /О.С. Харина, А.А. Харин// Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. – С. 124–130.