Россия
Повышение конкурентоспособности организации является залогом повышения конкурентоспособности всей страны. На уровне государства конкурентоспособность представляет собой эффективную интеграцию в глобальный рынок, высокий уровень работоспособности всех его структур, направленных на то, чтобы поддержать суверенитет и высокий уровень жизни граждан. Все большую актуальность получает вопрос формирования и развития конкурентной среды. Уровень конкурентоспособности организации является ее действительной и возможной способностью выпускать и продавать товары или предоставлять услуги, которые будут, с учетом различных факторов, больше подходить для покупателей, чем товары или услуги конкурентов. Уровень конкурентоспособности организации и ее финансовая независимость является особенным для каждого хозяйствующего субъекта, что влечет за собой использование в каждом конкретном случае снижения финансовой устойчивости индивидуальных и своеобразных инструментов. Отсюда вытекает необходимость индивидуального анализа и разработки специальных подходов к решению проблем, связанных со снижением финансовой устойчивости и потерей платежеспособности предприятий.
конкуренция, уровень конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью, способы повышения конкурентоспособности, организационно-экономический механизм поддержания конкурентоспособности.
Понятие «конкуренция» происходит от нем. konkurrenz. Есть у термина и корни из латини, где слова concurro / concurencia охарактеризовали различные явления (на одной стороне весов – интеграция и проникновение, на другой - борьба) [1, с. 12].
А. Смит свел все наработки в теории конкуренции в своей книге «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.). Он был первым, кто:
- дал характеристику понятия конкуренции как соперничество, которое повышает цену на товары или услуги (наблюдается, когда предложение снижается) и снижающие ее (в случае высокого уровня предложения);
- разработал основной принцип конкуренции, заключающийся в принципе «невидимой руки»: используя коммерческие структуры как марионетку, «невидимая рука» побуждает их делать шаги, что-либо предпринимать, учитывая свой «идеальный» план совершенствования экономики, устраняя с рынка организации производящие товары, которые не нужны потребителю;
- воплотил, с точки зрения теории, очень хрупкую конструкцию соперничества, которая состоит в том, что если падает спрос на продукт, больше всего проблем зарождается у компаний, выпускающих низкого уровня или дорогой товар;
- сформулировал принципиальные условия, когда соперничество станет эффективным: достаточно большое число участников рынка (тех, кто производит и тех, кто потребляет), оптимальный и достаточный объем данных, маневренность применяемых ресурсов, невозможность производственной или сервисной компании воздействовать на цену товара или услуги на рынке (уровень качества и сервиса должно быть прежним – соответствующим);
- разработал модель улучшения и повышения качества борьбы производителей, доказав этим, что в условиях рынка есть возможность по максимуму удовлетворить запросы потребителей и оптимально использовать ресурсы в масштабе общества в общем.
Рассмотрим некоторые определения конкуренции.
Конкуренция является целью максимально эффективно удовлетворить критериям доступа к благам, которые редки, - пишет экономист из США П.К. Хейне.
Ф. Найт полагает, что соперничество конкурирующих организаций представляет из себя ситуацию, когда таких предприятий более чем достаточно и у них нет зависимости друг от друга.
С.Д. Брю и К.Р. Макконнелл писали, что борьба за рынок – это когда на рынке есть достаточное количество покупателей и производителей, которые не зависят друг от друга, и у них есть возможность покидать рынок или работать (приобретать) на нем, когда они захотят.
Как считает Й. Шумпетер, борьба за место на рынке представляет из себя вид соперничества старого с инновациями.
По М. Портеру, конкурентная борьба представляет из себя активный и постоянно совершенствующийся процесс, при котором идет систематическая смена условий работы, где формируется новый товар, новинки в сфере маркетинга, инновационные процессы выпуска продукции и новые рыночные ниши [2, с. 24].
Сегодня конкуренция как таковая уходит на задний план, а на переднем плане появляется конкурентоспособность. Охарактеризуем ее как умение предприятий, рынков, регионов и государств поддерживать международный уровень конкуренции на должном уровне, демонстрируя свои достоинства.
Большинство специалистов, пользуясь понятием «конкуренция», характеризуют «конкурентоспособность» в качестве «экономического состязания».
Рассмотрим, как характеризовали конкурентоспособность некоторые из ученых (табл. 1).
Таблица 1
Описание понятия «конкурентоспособность»
Автор |
Определение |
М. Портер |
Конкурентоспособность – свойство товара или услуги, или же предприятия функционировать на рынке так же, как и находящаяся там такая же продукция, услуги или субъекты рыночных отношений, которые конкурируют между собой |
М. М. Гельвановский |
Иметь свойства, создающие преимущества для предприятия |
Р.С. Завьялов |
Все экономические, научно-технические, производственные организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности страны (или отдельного предприятия), воплощающиеся в продукции эффективно (или неэффективно) противостоять аналогам |
Р.Ф. Фатхутдинов |
Свойство объекта, характеризующееся степенью настоящего или потенциального покрытия какой-либо потребности в сравнении с подобными объектами |
Е.Дж. Визер |
Умение предприятия сформировать, удержать и повысить рыночную долю |
П.У. Зулькарпаев, Л.Р. Ильясова |
Навыки занимать определенную рыночную долю и умение поднимать / уменьшать ее |
М.С. Мескон, А.А. Альберт, Ф.С. Хедоури |
Компания работает эффективнее в сравнении с ее конкурентами, иными словами, удерживает уровень конкурентоспособности, который позволяет ей привлекать и удерживать потребителей. |
Т.е. конкурентоспособность – это умение организации конкурировать на рынках продукции и услуг.
Сегодня всё чаще понятие «конкурентоспособность» используется, чтобы охарактеризовать такого рода категории как: конкурентоспособность товара, предприятия, рынка, национальной экономики, государства.
Термин «конкуренция» неразрывно связан с «конкурентным преимуществом». Для организации - это ее активы и различные показатели (допустим, оборудование, позволяющее снизить издержки, зарегистрированная торговая марка на разработку инновационного продукта, права владения сырьем и материалами и т.д.) [5, 23], что позволяет ей превосходить своих конкурентов.
Конкурентные преимущества, которыми обладает организация, как считает М. Портер, в общем сформированы:
- тем, что есть возможность у организации производить и продавать товар с меньшими затратами по сравнению с конкурирующими компаниями;
- тем, что есть возможность дать потребителю товар с большей ценностью.
Конкурентоспособность организации, в целом, относительное определение. Ее возможно определить и оценить только путем сопоставления организаций-конкурентов. Другими словами, у одной и той же компании может быть высокая конкурентоспособность и она может быть лидером на локальном или национальном рынках, но представлять из себя конкурента, если рассматривать глобальный рынок [7, с. 33].
Когда разрабатывается экономическая модель для рассматриваемой экономической категории «конкурентоспособность организации», надо выделить составляющие элементы. На уровень конкурентоспособности организации влияет среда, которую Ф. Котлер охарактеризовал как маркетинговая. Для него это все активные субъекты и силы, влияющие на возможность предприятия выстраивать эффективные взаимоотношения с потребителями.
Такого рода среда включает в себя микросреду и макросреду. В первом случае, это силы, непосредственно относящиеся к организации и ее возможностям касательно обслуживания своих потребителей.
Макросредой являются силы глобального социального характера, что также сильно влияет на микросреду: показатели демографии, экономики, состояние природы, уровень технического развития, политическая обстановка и уровень и состояние культуры. То есть, на уровень конкурентоспособности организации могут оказывать влияние как качество и уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции или услуг, но и непосредственно конкуренты, то есть конкурентная среда.
Способы совершенствования конкурентоспособности организации
Насколько предприятие и его продукция или услуги будут конкурентоспособными зависит от того, как компания разрешает вопросы, связанные с внутренними и внешними факторами. Сегодня внешняя среда находится в постоянном движении. Какие-то процессы помогают компании в ее деятельности, какие-то (что случается чаще), наоборот, создают сложности и ставят преграды. Чтобы управлять конкурентностью предприятия надо иметь навыки предугадывать и выявлять как потенциальные помехи (препятствия), так и будущие возможности, необходимо осознавать в чем предприятие сильно, а в чем уступает конкурентам.
Обозначим основные угрозы для компании:
- новые конкуренты на рынке;
- реализация товаров-заменителей растет;
- давление от покупателей и контрагентов растет;
- корректировка в предпочтениях и вкусах потребителей;
- неэффективная политика правительства, мешающая развитию предприятиям и конкуренции [24, с. 130].
Несмотря на это, можно проанализировать все угрозы, выявить их, однако не иметь возможности противостоять им. Или же, наоборот, можно иметь всю информацию касательно совершенствования конкуренции, чтобы выстоять в жестокой конкуренции, однако не обладать потенциалом, чтобы реализовать все возможности.
Чтобы решить эти вопросы, надо использовать научные подходы к управлению конкурентоспособностью, тем более в нынешней нестабильной экономической ситуации.
Перед тем как выявить способы по совершенствованию конкурентоспособности, надо определить причины, из-за которых отечественные компании теряют ее:
- достаточно низкий уровень адаптации предприятий к нынешним непростым условиям, в том числе в экономике и глобальной конкуренции;
- падение конкуренции внутри отраслей (становление олигополии, поддержка со стороны правительства предприятий-монополистов, государственные дотации);
- нет грамотно и четко разработанных стратегий, использование, по большей части, пассивных стратегий развития организации, которые ограничивают ее работу в сфере инноваций и капитальных инвестиций. А это, в свою очередь, сдерживает реализацию как новых технологий и производств, так и формирование мер, направленных на совершенствование конкурентоспособности организации;
- невысокого уровня финансовый потенциал в большинстве предприятий;
- высокий уровень износа основных фондов;
- недостаточный уровень управления и маркетинговой деятельности, организации производства и труда;
- попустительский подход к мотивации и повышению производительности труда и, прежде всего, к совершенствованию инновационного, творческого труда;
- отставание от мировых держав в сфере научных разработок и внедрения новшеств;
- высокая материалоемкость товаров;
- затратный подход в процессе ценообразования и поддержания уровня объемов выпуска продукции;
- отсутствие маркетинговых исследований, которые бы раскрывали истинное положение вещей на рынках.
Механизм по совершенствованию конкурентности организаций, как мы полагаем строится на инновационной модели повышения качества экономики.
Это комплексная система, с множеством функций, совместной деятельности таких процедур, как управление, что направлено на улучшение и мобилизацию деятельности в сфере инноваций и инвестиций, регулярную подстройку предприятия к факторам и условиям внешней среды, повышение эффективности использования различных ресурсов организации (это такие ресурсы как материальные, трудовые, интеллектуальные, финансовые).
Реализация данной модели совершенствования уровня конкурентоспособности поможет сформировать организационно-экономический способ удержания и прироста конкурентоспособности (рис. 1).
Рис. 1. Организационно-экономический механизм поддержания конкурентоспособности организации
Данный механизм заключается в инновационном управлении на микроуровне, рыночной составляющей деятельности организации, новыми формами и методами регулирования процессов совершенствования конкурентоспособности.
Первый компонент механизма - инновационное управление совершенствованием уровня конкурентоспособности организации на микроуровне. С точки зрения научных подходов, управление конкурентоспособностью организации опирается на соблюдение таких принципов:
- учет механизмов воздействия экономических законов, по которым выстраиваются рыночные отношения;
- использование механизмов, которые используют законы деятельности организации и процессов производства;
- учет требований всех научных подходов к управлению конкурентоспособностью;
- необходимость определиться с конкретными рынками и потребностями;
- использование последних разработок в сфере IT, чтобы полностью автоматизировать управление;
- применение инновационных разработок в анализе, составлении прогнозов и оптимизации;
- использование при инновационном менеджменте конкурентностью маркетинга со стратегическим уклоном, формирующим обратную связь клиентов и внешней среды с предприятием.
Инновационный характер управления уровнем конкурентоспособности предприятия помогает решить такие задачи, как:
- совершенствование качества товаров или услуг, уровня послепродажного обслуживания; снижение затрат на эксплуатацию у потребителей, что вызовет прирост прибыли и финансовой стабильности предприятия;
- снижение затрат на производство и, тем самым, цену реализации, что поможет повысить уровень продаж, что также поможет стабилизировать финансовую независимость компании;
- проведение целенаправленных маркетинговых исследований и эффективная реализация мер в области маркетинга во время сбыта товара, не забывая, что сервис также должен быть качественным.
Вторая составляющая механизма - рыночное саморегулирование уровня конкурентоспособности организации, направленное на систематическую поддержку конкурентоспособности с помощью использования рыночных законов, показателей, влияющих на уровень конкурентоспособности организации. Это такие показатели, как:
- корректировка типа конкуренции;
- зарождение еще одной ниши или перегруппировка его существующих сегментов;
- изменения в действиях работающих конкурентов, которые скорректировали продвижение своей продукции или услуг;
- выход на рынок новых конкурентов;
- корректировки в предпочтениях потребителей.
Третья составляющая механизма - инновационного характера формы и методы по государственному регулированию конкурентоспособности организаций - это деятельность государственных органов, которая направлена на создание предпосылок для повышения уровня конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции или услуг [11, с. 150].
Способы инновационного воздействия государства на уровень конкурентоспособности организации формируются из описанной модели, направленной на социально-экономическое совершенствование деятельности государства и становление на курс, идущий по инновационному развитию. Это такие пути, как:
- формирование предпосылок, что нацелены на то, чтобы поддерживать и совершенствовать соперничество между предприятиями, опираясь на улучшение деятельности, прежде всего, представителей малого и среднего бизнеса;
- реализация грамотной политики в сфере инноваций и капитальных вложений, включая работу над научно-техническими программами и мерами, что должны быть направлены на то, чтобы совершенствовать инновационное производство, стандартизировать и сертифицировать товар;
- проведение целесообразной политики в сфере налогов, выдачи займов и кредитов, ценообразования;
- совершенствование инфраструктуры производств и сферы обслуживания;
- юридическая помощь в процессах совершенствования конкурентности отечественных организаций.
Четвертая составляющая механизма - реализуется на мезоуровне, что значит, что конкурентоспособность организации осуществляется в каком-то отдельном регионе или сфере экономики с учетом ее характерных черт.
Пятый компонент механизма - насколько государство конкурентно находится в зависимости от уровня мировой борьбы и сотрудничества стран, от этого, в свою очередь, зависит насколько могут конкурировать местные производители. Мегафакторами конкурентности являются методы и шаги, направленные на глобальное развитие. Ключевые из них – укрупнение всемирной экономики, вызывающей ужесточение конкуренции, как на глобальном, так и на национальном рынках, что вынуждает руководство стран повышать открытость национальных экономик.
В заключении можно сказать, что управлять конкурентоспособностью предприятием можно с помощью:
- повышения качества деятельности в сфере инноваций и инвестиций, интеллектуальной собственности, прежде всего, в организациях, поддерживающих выпуск наукоемких товаров;
- приспособление организаций к условиям внешней среды;
- использование инновационных подходов, чтобы повысить использование разного рода ресурсов (это такие ресурсы как трудовые, материальные, нематериальные, финансовые средства), от которых зависят конкурентные преимущества организации;
- создание конкурентной среды на рынке, создание высококонкурентных стратегий, их систематический пересмотр и корректировка, если необходимо;
- формирование спроса на определенные товары и потребности покупателей, что организация может покрыть;
- совершенствование научно-технического и организационно-технологического потенциала отраслей, которые обеспечивают организацию необходимыми материальными ресурсами и сведениями;
- совершенствование правового обеспечения и государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности российских предприятий.
Инновационный подход к формированию и реализации в жизнь организационно-экономического механизма по совершенствованию конкурентоспособности организаций представляет из себя фундамент, который поможет решить колоссальное число проблем социально-экономического развития нашего государства и повысить уровень жизни его жителей.
1. Азоев К.М. Анализ деятельности конкурентов [Текст]: учебник для вузов / К. М. Азоев. М.: ГАУ, 2016. – 130 с.
2. Акишин Б.С. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления [Текст]: учебник для вузов. М.: ЦЭИМ, 2016. – 340 с.
3. Артеменко А.А. Финансовый анализ [Текст] / А. А. Артеменко, М. В. Беллендир. М.: ДИС, 2017. – 200 с.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебное пособие / И.Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2016. – 528 с.
5. Вершигора С.С. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / С. С. Вершигора. М.: ИНФРА-М, 2016. – 400 с.
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / В.Р. Веснин. М.: Триада, Лтд, 2016. – 530 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Гардарика, 2016. – 500 с.
8. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность /М.Г. Миронов. М.: Альфа-Пресс, 2017. – 200 с.
9. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст]: учебно-практическое пособие / Н.К. Моисеева. М.: Дело, 2015. – 221 с.
10. Просветов Г.И. Конкуренция: задачи и решения: учебно-практическое пособие/Г.И. Просветов. М.: альфа-пресс, 2016. – 344 с.
11. Уткин Э.А. Курс менеджмента [Текст]: учебник для вузов / Э.А. Уткин. М.: Зерцало, 2016. – 448 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов. М.:Издательство ГНОМ и Д, 2017. – 304 с.
13. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты [Текст] / А. Ю. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 6. – С. 110–113.
14. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учебник для вузов / А. Ю. Юданов. М.:Гном-пресс, 2016. – 190 с.