ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются такие понятие как риск в строительном бизнесе, и механизм управления рисками. На строительном предприятии создается служба управления рисками. Для выполнения главных функций она привлекает все существующие отделы и использует их связи для разработки мероприятий по минимизации или устранению рисков. Автор так же предлагает классификацию рисков американских предпринимателей. Управление рисками - это действия, которые способствуют снижению уровня рисков. Они заключаются в выявлении всех возможных факторов, которые могут свести риски к минимуму. Автор делает акцент на том что, для грамотного управления рисками важно привлекать всех сотрудников к работе, создать координирующий центр и постоянно совершенствовать комплекс методов и инструментов управления рисками. При исследовании проблем, связанных с риском на строительном предприятии, важно идентифицировать все ви-ды рисков и факторов, влияющих на них. В строительной сфере присутствуют как чистые, так и спекулятивные риски, так как данная отрасль человеческой деятельности является постоянно изменяющейся. Для того чтобы провести анализ рисков, служба управления рисками использует различные источники информации, такие как бухгалтерская отчетность, штатное расписание и организационная структура, договоры и контракты и др. После сбора и подготовки всей информации для анализа рисков служба управления рисками получает возможность оценить все показатели деятельности компании с учетом воздействия рисков, а также внешних и внутренних экономических факторов. Благодаря этому можно спрогнозировать будущее состояние строительного рынка и дать реальную оценку возможным рискам. Служба управления рисками должна сформировать программу мероприятий, посредством которых можно будет предупредить и предотвратить риски.

Ключевые слова:
управление рисками, риск, строительный бизнес, служба управления рисками
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Прежде чем говорить о формировании механизмов и инструментов управления рисками в строительной отрасли, необходимо отметить, что под рисками понимают вероятность потери организацией или предпринимателем части своего дохода или ресурсов. Также рисковыми являются ситуации, при которых строительный бизнес терпит убытки и работает в минус. Риск – это объективная составляющая, которая существует в бизнесе, независимо от того, осознают ли это участники предпринимательской деятельности. Избежать риска на 100 % невозможно, так как этому способствует недостаток информации и возникновение сложных ситуаций.

Основная часть. Риск подразумевает под собой наступление неблагоприятного события, которое в строительном бизнесе может повлечь за собой такие негативные последствия:

- отказ заказчика от строительства запланированного объекта;

- банкротство строительной организации;

- нехватку материальных и финансовых ресурсов;

- резкое падение прибыльности бизнеса и прочее [8].

Наибольшую долю рисков несут предприятия, которые выполняют функции инвесторов или заказчиков, так как они на свой риск и страх оценивают строительный рынок и его конъюнктуру, а также определяют объекты для капиталовложений и организуют инвестиционно-строительную деятельность. Несмотря на это, большая доля ответственности возлагается на подрядные строительные компании, которые занимаются строительно-монтажными работами [7].

В обязательном порядке заключается договор подряда. В этом документе указываются условия, по которым компания-подрядчик отвечает за качество и своевременное выполнение строительных работ, а также обязана за собственные средства покрывать расходы, превышающие значения, указанные в сметной документации. В условиях неизбежности рисков подрядные организации должны рассчитывать вероятность их наступления, а также предвидеть риски, планировать и проводить всевозможные мероприятия по их предупреждению.

Для этого руководство подрядной организации должно решить три принципиальных вопроса:

1. На основе полученных данных сформировать цель создания подразделения по управлению рисками.

2. Утвердить состав новой службы, разработать Положение о ее правах, обязанностях и статусе.

3. Утвердить план работ службы по управлению рисками, в котором задаются соответствующие границы, цели и задачи [3].

После этого свою работу начинает новый отдел, которым является созданная служба управления рисками. Для выполнения главных функций она привлекает все существующие отделы и использует их связи для разработки мероприятий по минимизации или устранению рисков.

Функционирование механизма управления рисками реализуется на основе интегрированного подхода, при котором процесс управления рисками носит непрерывный и постоянный характер. Для грамотного управления рисками важно привлекать всех сотрудников к работе, создать координирующий центр и постоянно совершенствовать комплекс методов и инструментов управления рисками [1].

Служба управления рисками имеет множество задач, но основной является координация, организация и осуществление процесса управления рисками. Для этого разрабатывается специальная программа управления рисками. Она представляет собой созданную на уровне подрядной компании систему планирования, обеспечения и организации мероприятий, при помощи которых минимизируются убытки, спровоцированные неблагоприятными событиями.

Данная программа базируется на решении таких задач, как:

- выявление возможных рискованных ситуаций;

- определение методов и принципов управления рисками;

- оценка материальных потерь, связанных с рисками.

В результате разрабатывается такая программа, которая позволит наиболее эффективно управлять рисками на строительном предприятии и минимизирует его финансовые потери. Универсальным методом компенсации нанесенного ущерба является страхование, которое позволяет на всех этапах реализации инвестиционно-строительного проекта не только возмещать убытки, но и защищать инвестиции в строительство. При этом не стоит забывать о том, что риски бывают внешними и внутренними [5].

Созданная программа по управлению рисками должна включать в себя:

- перечень всех видов возможных рисков;

- полную информацию о рисках строительной организации;

- план внедряемых мероприятий и перечень мер, направленных на покрытие возможных убытков компании.

Служба управления рисками должна постоянно просматривать эту программу, чтобы она соответствовала потребностям строительной фирмы и учитывала экономические условия, сложившиеся на рынке. Формирование и реализация программы нацелены на создание эффективных мероприятий по ликвидации рисков, из-за которых строительная организация несет большие финансовые потери. Также данная программа позволяет повысить конкурентоспособность фирмы и увеличить доверие клиентов к ней.

При исследовании проблем, связанных с риском на строительном предприятии, важно идентифицировать все виды рисков и факторов, влияющих на них. Процесс управления рисками компаний строительного комплекса реализуется на базе разных инструментов и методов, поэтому возникает необходимость в научно обоснованной классификации рисков. Изучением проблемы классификации рисков занимались множество ученых-экономистов, среди которых следует отметить Меркина Р. М., Панибратова Ю. П., Чернова В. А. и другие. Несмотря на это, в экономической науке еще не создана общепринятая классификация рисков [6].

Американские предприниматели выделяют два вида рисков:

1. Неизбежные риски, которые можно заранее предусмотреть и предупредить хотя бы на 90 %. Как правило, их перекладывают на плечи страховых компаний посредством заключения договора между строительной и страховой компаниями. К первому виду рисков относят:

- пожары;

- землетрясения;

- кражи и различные аварии.

2. Второй вид рисков считается важным, так как он связан с неизбежной неопределенностью предпринимательской деятельности. Сюда относят:

- изменение ситуации на рынке;

- экономический кризис;

- изменение рыночного спроса и предложения;

- появлений новых технологий и прочее.

С экономической точки зрения риски представляют собой события, которые могут произойти или не произойти. Риски приводят к таким экономическим результатам:

- положительный – выгода и прибыль;

- нулевой – нет ни прибыли, ни потерь;

- отрицательный – убыток, финансовые потери и ущербы.

В зависимости от того, к какому экономическому результату приведут риски, они подразделяются на две категории:

1. Чистые риски приводят к нулевому и отрицательному результату. Происходят по объективным причинам.

2. Спекулятивные риски могут привести как к положительному, так и отрицательному результату.

В строительной сфере присутствуют как чистые, так и спекулятивные риски, так как данная отрасль человеческой деятельности является постоянно изменяющейся. При исполнении договора подряда чистые риски возникают по таким причинам:

- срывы сроков строительства конкретного объекта;

- заказчик имеет шаткую финансовую базу;

- некомпетентность рабочих строительной фирмы;

- изменения в проектной или сметной документации;

- увеличение цен на стройматериалы и сырье;

- ненадежная материально-техническая база [2].

Что же такое управление рисками? Это действия, которые способствуют снижению уровня рисков. Они заключаются в выявлении всех возможных факторов, которые могут свести риски к минимуму. Управление рисками – это совокупность приемов, инструментов, мероприятий и методов, которые позволяют заранее выявлять и прогнозировать риски, а также принимать эффективные меры по их устранению. Процесс управления рисками осуществляется по принципам, которыми следует руководствоваться субъекту хозяйственной деятельности.

К таким принципам относят:

1. Принцип минимизации заключается в сведении к минимуму спектра возможных рисков.

2. Принцип максимизации предусматривает стремление к полному списку и охвату сфер возникновения рисков. Благодаря реализации этого принципа степень неопределенности сводится к минимуму.

3. Принцип адекватности реакции заключается в адекватном и оперативном реагировании на все изменения, приводящие к рискам.

4. Принцип принятия реализуется только в том случае, если риск обоснован, то есть строительная организация может его принять и устранить или облегчить последствия. Для того чтобы управлять рисками, нужно прогнозировать возникновение конкретных проблем и ситуаций. Это достигается при помощи научно обоснованного суждения о будущем состоянии объекта, а также об альтернативных решениях и сроках существования строительного объекта.

Каждый из этих принципов имеет свои особенности, задачи, а также преимущества и недостатки.

Для того чтобы провести анализ рисков, служба управления рисками использует такие источники информации:

- бухгалтерскую отчетность строительной компании, в которой отображается экономическое положение организации. Бухотчетность включает в себя состояние основных фондов, доходность, уровень запасов материальных и технических средств, величину кредиторской и дебиторской задолженностей и прочее;

- штатное расписание и организационную структуру строительного предприятия. Анализ этой информации позволяет выявить риски организационного характера;

- договоры и контракты (на поставку стройматериалов, на поставку сырья, договор аренды спецтехники и прочее);

- карты технологических потоков позволяют предвидеть и минимизировать технико-производственные риски;

- финансовые и производственные планы строительной компании.

После сбора и подготовки всей информации для анализа рисков служба управления рисками (служба риск-менеджмента) получает возможность оценить все показатели деятельности компании с учетом воздействия рисков, а также внешних и внутренних экономических факторов. Благодаря этому можно спрогнозировать будущее состояние строительного рынка и дать реальную оценку возможным рискам. Служба управления рисками должна сформировать программу мероприятий, посредством которых можно будет предупредить и предотвратить риски.

При создании такой программы следует учитывать [9]:

- размер возможного ущерба и вероятность его наступления;

- возможность реализовать запланированные мероприятия в рамках выделенного лимита денежных средств;

- экономическую и производственную эффективность программы по управлению рисками.

Выводы. Подводя итоги, можно отметить, что механизм управления рисками строительной организации в современных условиях, в которых развивается предпринимательская деятельность, должен иметь четкую структуру, построенную с учетом иерархии. Эту структуру следует своевременно корректировать по итогам реализации программы.

Список литературы

1. Электронный ресурс: https://studwood.ru/725211/ekonomika/mehanizm_upravleniya_riskami

2. Электронный ресурс: http://sdamzavas.net/1-31318.html

3. Электронный ресурс: https://studopedia.su/5_40565_riski-v-stroitelnoy-deyatelnosti.html

4. Электронный ресурс: http://be5.biz/ekonomika1/r2011/00585.htm

5. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 240 с.

6. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 380 с.

7. Экономика строительства. Под ред. В. В. Бузырева. 3-е изд. СПб.: ПИТЕР, 2015. 410 с.

8. Шапкин А. С. Экономические и финан-совые риски. М.: «Дашков и Ко», 2016. -544 с.

9. Шлыков В. Экономическая безопас-ность предприятия // РИСК. 2014. № 5. С. 57–63.


Войти или Создать
* Забыли пароль?