сотрудник
Белгород, Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ББК 65 Экономика. Экономические науки
С конца прошлого столетия огромную популярность в мире стала приобретать новая, более эффективная система управления предприятием. Эта система получила название интегрированная система управления предприятием (сокращение ИСУП). В этой системе представлен набор различных приложений, которые в едином информационном пространстве реализуют все основные задачи управленческой деятельности предприятия: планирование всех видов ресурсов (материально-технических, трудовых, информационных и т.д.) для производства товаров (услуг), своевременное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, ведение хозяйственной деятельности.
интегрированная система управления, промышленное предприятие, конкурентоспособность, эффективность, управление проектами.
Введение. Интегрированная система управления предприятием - это набор всех данных в единой базе в реальном времени, в которой можно сохранять общие модели управления для предприятий любых отраслей [1]. Проблемы, возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов, нередко приводят к следующим негативным последствиям:
- дублирование должностей и функций различных подразделений, бизнес-процессов, документационного оборота;
- отсутствие интеграции между системами управления качеством, безопасностью выпускаемой продукции, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
- невозможность восприятия системы менеджмента руководством компании, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
- длительный срок внедрения изменений на предприятии;
- большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении новых систем и технологий.
Данные проблемы можно успешно решить путем внедрения на производственных предприятиях интегрированных систем управления предприятием.
Методология. Основанием для исследования проблемы повышении конкурентоспособности и развития промышленных предприятий послужили фундаментальные труды классиков научной мысли по широкому спектру проблем, а также современные работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам методологии и методике формирования конкурентных преимуществ предприятий в процессе внедрения интегрированной системы управления.
В процессе исследования были использованы диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе применялись также методы ситуационного, структурно-функционального, экономико-статистического, компаративного анализа, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации.
Основная часть. Преимущества внедрения интегрированной системы управления в высшей степени актуальны для производственных предприятий, учитывая, что для того, чтобы соответствовать рыночным требованиям, необходимо внедрять одновременно несколько систем управления, иначе будет затруднен поиск заказчиков и достаточно сложно будет выживать на рынке в условиях нарастающей глобализации.
Главной задачей внедрения подобной системы является создание объединенного документооборота подсистем управления производством, качеством, складами сырья и готовой продукции, а также охраной труда и управлением проектами [2].
В этой связи интересен опыт внедрения интегрированной системы управления в компании ООО «ЭКОХИМ-ИНКАПОЛ». Данное предприятие, как и многие предприятия Российской Федерации, имеет линейно-функциональную структуру управления. Используя эту структуру, специалисты смогли объединить опыт в своей работе, оттачивать свои навыки и сделать их лучше. За долгое время работы все процессы были отработаны, безопасность была уменьшена, постоянные команды были созданы. Каждый работник четко знает свои должностные обязанности и выполняет только то, что за что он несет ответственность.
Жесткая организационная структура осуществляет управление всей компанией. Эта деятельность направлена на выполнение повседневной деятельности по строительству, продаже, хранению, передаче, выпуску, учету и персоналу. Все процессы направлены на то, чтобы компания существовала, сохраняла власть и платежеспособность. Такую деятельность называют текущей деятельностью предприятия. При этом все ее службы заточены на поддержание жизнедеятельности, а не на развитие. С точки зрения глобальной экономики и сложных политических условий - поддержание жизнеспособности является недостаточным критерием для эффективной работы.
При этом, несомненно, компания должна развиваться, а сложившаяся организационная структура никак не способствует этому. Такая структура не обеспечивает своевременное решение проблем, ввиду своей громоздкости. Компания потеряла свой статус, а также маневренность, что является провалом на быстрорастущем рынке. Работники привыкли к своим должностным обязанностям и начинают противиться нововведениям и новациям в работе. Очень сложно реализуются решения по комплексным задачам, когда задействованы несколько отделов компании.
Эти и еще многие проблемы испытывает компания ООО «ЭКОХИМ-ИНКАПОЛ» так же, как и большое количество похожих организаций. Для того чтобы решить многие нынешние проблемы, на наш взгляд, необходимо менять подход в управлении в сторону развития и интегрировать проектный подход [3].
В последнее время самой актуальной задачей в сфере управления становится повышение уровня гибкости и эффективности организаций, то есть их возможности эффективнее, быстрее и слаженнее реагировать на изменения рынка. В результате, процесс развития становится эффективным конкурентным преимуществом предприятия, а достигается это только с помощью проектного подхода в управлении [4].
Проект, в общем понимании – это комплекс взаимосвязанных задач, которые должны быть выполнены в течение определенно заданного времени и при установленном размере бюджета в рамках круга заинтересованных людей.
Управление проектом – это постоянное управление изменениями с целью успешного выполнения запланированных работ в соответствии с изначально установленными задачами и требованиями по: срокам, стоимости, качеству. Проектная деятельность предприятия направлена на развитие, выполняется временными командами, и проекты являются всегда уникальными с уникальными задачами и решениями.
В проектах должны участвовать сотрудники из разных отделов, но под руководством одного руководителя проекта. Только так можно решать комплексные задачи и развиваться. Для того чтобы начать работать в рамках проектов ни в коем случае нельзя нарушать структуру предприятия, так как это может привести к неотвратимым последствиям. Можно создать отдел проектного управления, где будут решаться все организационные и управленческие вопросы. На предприятии появится новая должность – руководитель проектов. Это тот человек, который будет реализовывать проекты по развитию, набирая себе в команду нужных сотрудников из разных отделов. Руководители проектов наделены властью над всеми участниками команды и несут полную ответственность за исход проекта [6].
Одним из главных плюсов для ООО «ЭКОХИМ-ИНКАПОЛ» в рамках проектного управления можно назвать использование новейших технологий, что ведет за собой внедрение на предприятии ряда инноваций. Именно на их использовании начинается создание новой стратегической деятельности компании: производственных технологий, планирования, контроля качества, документооборота, новых корпоративных стандартов, обучения персонала и т.д. [7, 8, 10]. Одним из главных плюсов такого подхода является резкое улучшение качества работы и обслуживания.
Наконец, одной из главных положительных черт проектного управления является действительное сокращение сроков выполнения задач [6]. Проектное управление позволяет реализовать рабочий процесс максимально открыто и понятно, а значит, более эффективно и клиентоориентированно, что, в свою очередь, не может не сказаться на повышении качества работы.
Выводы. Если предприятие имеет многоуровневую систему управления с большим количеством отделов, то управлять и принимать быстро правильные решения достаточно сложно и, к тому же, это занимает много времени, сил и эмоций. Таким предприятиям необходима система, способная помочь в принятии комплексных решений [4]. На наш взгляд, такой системой является интегрированная система управления предприятием. В этой системе собирается информация для ведения финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Она способствует увеличению эффективности работы подразделений организации, создав единое, оперативно контролируемое информационное пространство и оптимизирует бизнес-процессы на предприятии [9].
1. Баркалов П.С., Буркова П.С., Глаголев А.В. Задачи распределения ресурсов в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 2012. 65 с.
2. Либерзон В.И. Основы управления проектами. М.: Нефтяник, 2013. 150 с.
3. Парфенова Е.Н., Авилова Ж.Н. Необходимость портфельного управления проектами в строительстве // Вестник БГТУ им. Шухова. 2018. № 1. С. 106–110.
4. Щепкин А.В. Механизмы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 2011. 80 с.
5. Тхориков Б.А. Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-2. С.164–166.
6. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Участие вузов в инновационном обновлении промышленности региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1. С. 131–133.
7. Дорошенко Ю.А., Климашевская А.А. Технологическая модернизация предприятий: барьеры, критерии принятия решения и механизм реализации // Белгородский экономический вестник. 2015. № 2 (78). С. 20–27.
8. Дорошенко Ю.А., Малыхина И.О. Важнейшие технологии развития инвестиционно-инновационной деятельности регионов России // Белгородский экономический вестник. 2016. № 2 (82). С. 21–26.
9. Боткин О.И., Гребёнкин И.В. Формирование конкурентного потенциала машиностроительного комплекса региона // Экономика региона. 2014. № 1. С. 125–132.
10. Avilova Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the customercentric organizational culture of the university as a fac-tor of effective social and economic develop-ment of the region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 207–216.