РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В 1930-Е ГОДЫ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены положения концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений в 1930-е годы. Впервые на системном уровне описано развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы, включая: менеджмент организации, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, логистику, управление качеством, финансовый менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент. Показано значение изучения процессов развития направлений менеджмента в 1930-е годы для современной экономики.

Ключевые слова:
развитие, прикладные направления, менеджмент, 1930-е годы, современная экономика.
Текст

Практическая целесообразность методологического рассмотрения процессов развития прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы с точки зрения их значения для современной экономики обусловлена следующими базовыми посылами.

Во-первых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый влиянием совокупности социально-экономических факторов.

Во-вторых, развитие концепций менеджмента обусловлено влиянием циклических макроэкономических закономерностей, обусловленных сменой малых (деловых) циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет [1]. Именно в рамках цикла К. Жугляра происходит ряд значимых для хозяйственной деятельности организации изменений, требующих применения новых концепций управления [2]: спроса на продукцию предприятия; объемов товарных запасов предприятия; уровня загрузки производственных мощностей предприятия;объемов инвестиций в основные фонды предприятия; объемов запускаемых производственных мощностей предприятия и т.д.

В-третьих, признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [2, 3].

Базовую основу развития менеджмента в 1930-е годы, как известно, составили школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Школа человеческих отношений, получившая развитие в 1930–1950-е годы [4], в отличие от школ научного и административного управления принимала во внимание один из основных факторов, обеспечивающих успешность функционирования организации, – человеческий фактор.

            Являясь неоклассической, школа человеческих отношений базировалась на применении знаний о межличностных отношениях, основанных на достижениях психологии и социологии [5].

            В школе поведенческих наук на первое место вышли не методы построения межличностных отношений, а эффективность сотрудника как «боевой единицы» предприятия и предприятия в целом.

            Именно на базе положений этих школ сформировалась концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (табл. 1) [13].

Таблица 1

Результаты систематизации концепций современного менеджмента, сменяющих друг друга с периодичностью 10-летних деловых циклов

Период формирования концепции

Название концепции

Основная идея концепции

1900-е гг.

Концепция научного управления

Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы

1910-е гг.

Развитие концепции научного управления

Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, позволяют повысить эффективности поточного производства при организации, реализации и контроле

1920-е гг.

Концепция административного управления

Улучшение функционирования компании как замкнутой системы обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды

1930-е гг.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений

Основу роста производительности труда работников составляют приемы управления межличностными отношениями, направленные на повышение удовлетворенности работников результатами своего труда, которые не менее действенны, чем материальные стимулы

1940-е гг.

Концепция

эмпирического или прагматического управления

Не отрицая значения теоретических принципов управления базируется на практическом опыте эффективного управления

1950-е гг.

Концепция системного подхода

Рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды, рационально адаптируясь к ней

1960-е гг.

Концепция поведенческого подхода

Рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация и др.), формирующих процесс управления как некоторую линию поведения

1970-е гг.

Концепция ситуационного подхода

Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации

1980-е гг.

Концепция культуры управления

Предполагает, что в условиях высокой рыночной конкуренции при примерном равенстве потребительских свойств и цен на однотипные товары разных производителей, большое значение имеет культура взаимоотношений с клиентами, внутрифирменная и межфирменная культура (культура управления)

1990-е гг.

Концепция инновационного подхода

Ориентирована на постоянное обновление непрерывно морально устаревающего ассортиментного ряда продукции и технологий производства

2000-е гг.

Концепция управления по целям

Предполагает трансформацию глобальной цели организации до уровня конкретного исполнительского уровня, адекватного выполняемым функциям

2010-е гг.

Концепция информационных технологий

Те компании, которые быстрее и эффективнее внедрят в практику эффективности новейшие информационные технологии, получат конкурентные преимущества

2020-е гг.

Концепция комбинаторного подхода.

Рациональные технологии управления будут базироваться на комбинированном использовании технологий управления, присущих пятому и шестому технологическому укладу при переходе от первого к последнему.

 

Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепций управления с позиций психологии и человеческих отношений в 1930-е годы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции управления в 1930-е годы

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений

1

Менеджмент организации

Производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, но и в результате изменения характера отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе [6]

2

Производственный менеджмент

Развитие производственного менеджмента на базе концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений [6] с учетом:

– теории примата психологических и социальных факторов в производительности труда [7];

научной теории организации производственного процесса во времени, в том числе виды движения партии деталей по операциям [8];

теории линейного программирования, обеспечивающего оптимальное распределение производственных ресурсов [9]

3

Инновационный менеджмент

Внедрение результатов исследования Ф. Гилберт и Л. Гилберт трудовых движений и достижений производственной психологии. Супруги Гилберт, исследуя технологические операции, разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации рабочих мест, их инновационному изменению [6]

4

Логистика

Фрагментарные проявления логистики на рынке продавца. Развитие производственной логистики на уровне предприятия в рамках разработанной теории организации производственного процесса во времени, включая виды движений партий деталей по операциям [10]

5

Стратегический менеджмент

Попытки формирования первых вариантов корпоративной культуры, основанной на стремлении обеспечить долгосрочную эффективность деятельности организации через комплекс мотивационных воздействий (в первую очередь, нематериальных) на работников как главную производительную силу  

6

Управление качеством

Базируется на теории надежности и теории планирования экспериментов [11].

Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах.

Теория планирования экспериментов предполагает составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах

7

Управление персоналом

Сглаживание противоречий, возникающих между работниками и работодателями на основе социального партнерства через профсоюзы [12]

8

Финансовый менеджмент

Развитие финансового менеджмента было направлено на решение следующих основных проблем:

– определение источников и форм привлечения капитала на этапах создания и развития предприятий, включая вопросы эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

– формирование организационно-экономических основ эмиссионной деятельности компаний в целом;

– развитие финансовых аспектов реализации различных организационных изменений в организации (диверсификации деятельности, интеграции, слияния, поглощения и т.д.);

– развитие системы публичных оценок стоимости ценных бумаг компаний;

– разработка системы индикаторов текущего состояния и динамики развития финансового рынка;

– формирование основ технического и фундаментального анализа фондового рынка;

обоснование способов эффективного управления денежными потоками в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятий;

– формирование методов диагностики банкротства предприятий.

 

Таким образом, развитие прикладных направлений менеджмента в  период 1930-х годов осуществлялось под влиянием концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений в следующих сферах: менеджмент организации, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, логистика, управление качеством, финансовый менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент.

Развитие прикладного менеджмента в 1930-е годы осуществлялось в условиях начала выхода мировой экономики из глобального кризиса 1920-х, обусловленного сменой III-го технологического уклада IV-м.

Быстрый рост экономической активности при этом сопровождался изменением взаимоотношений менеджмента и персонала, поскольку первые понимали, что вторые являются главной производительной силой, способной обеспечить успех компании в условиях конкуренции.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, следует ожидать, что черты концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, проявятся в концепции менеджмента 2030-х годов в условиях начала посткризисного развития VI-го технологического уклада (рис. 1).

Рис. 1. Концепции менеджмента, приходящиеся на периоды начала выхода из мировых экономических кризисов, обусловленного сменой технологических укладов в рамках циклов Н.Д. Кондратьева

 

Таким образом, с учетом циклических закономерностей развития концепций менеджмента следует ожидать, что научно-практические положения концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, наиболее ярко проявятся при выходе мировой экономики из кризиса 2020-х годов – в 2030-е годы.

Список литературы

1. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

2. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1 (30). – С. 64–68.

3. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 423–429.

4. Тебекин А.В. Теория менеджмента. – М.: Кнорус, 2016. – 696 с.

5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. — М.: Экономистъ, 2005. – 416 с.

6. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 696 с.

7. Мэйо Э. Человеческие проблемы индустриальной цивилизации. 1933.

8. Непорент О.И. Технические основы календарного движения производства. Ч. 1 / Ленингр. пром. акад. им. тов. Сталина, Кабинет эконом. и орг. пр-ва. – Л.; М.: Стандартизация и рационализация, 1933. – 413 с.

9. Кантарович Л.В. Математические методы организации и планирования производства», 1939.

10. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления. // Управленческие науки в современном мире. – 2015. – Т. II. – № 1. – С. 375–380.

11. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). – 223 с.

12. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. Издание 2-е. – М.: КноРус, 2016. – 624 с.

13. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Монография. – Москва, 2016.

Войти или Создать
* Забыли пароль?