НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ HR-МЕНЕДЖЕРОВ (15-ЛЕТНИЙ ОПЫТ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты 15 — летнего опыта проектной деятельности кафедры управления персоналом Сибирского института управления (далее — СИУ РАНХиГС) по реализации многочисленных научно-исследовательских проектов по решению актуальных для вуза и общества проблем. Эту деятельность осуществляли команды проектов, в состав которых включены преподаватели и студенты кафедры. Автором статьи как руководителем всех описываемых проектов кратко представлены подходы, принципы, технологии, позволяющие гармонично включать проектную деятельность в процесс обучения будущих HR-менеджеров. Автор выделяет особенности проектной деятельности как метода обучения HR-менеджеров и приводит результаты обучения студентов и выпускников как его успешного использования. В статье также приводятся результаты последнего научно-исследовательского проекта, направленного на проведение профориентационной работы со студентами 1 курса факультета ГМУ СИУ РАНХиГС.

Ключевые слова:
профессиональные компетенции, инновационные методы обучения, метод проектов, HR-менеджер.
Текст

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система высшего образования ставит своей основной целью интеллектуальное и нравственное развитие личности будущего специалиста, формирование его критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Концептуальный подход к современной системе образования основан на: гуманистической педагогике, главная цель которой — самоактуализация личности на основе осознания особенностей ее отношения к миру и себя в этом мире; «личностно-ориентированном подходе, где основной акцент — организация познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей его интеллектуального развития, уважение достоинства и личности ученика», согласно мнению К. Роджерса; модульно-компетентностном подходе; конструктивизме и принципах критического мышления. Конструктивизм предполагает способность осмысления
знаний как результата познавательной деятельности и осознание ранее приобретенного опыта, умение интерпретировать изучаемые явления, приобретая новые знания на основе критического мышления. А критическое мышление, согласно мнению Д. Клустера, является самостоятельным мышлением на основе знания, начинающееся с постановки вопросов и уяснения проблем, требующих решения, убедительное в аргументации и социальное по природе. Одной из важнейших проблем модернизации образования является необходимость создания еще при обучении в вузе возможности получения будущими специалистами, а в нашем случае, будущими HR-менеджерам, которые в перспективе будут отвечать за качество человеческих ресурсов организаций, не только теоретических знаний, но и развития их профессиональных и управленческих компетенций, качеств личности, воспитания ответственности и получения навыков командной работы, формирование опыта осуществления профессиональной деятельности. Поскольку модернизация современного образования настоятельно требует использования в учебном процессе технологий интерактивного обучения, ситуационного моделирования, игровых технологий и метода проектов, в основе которых лежит практическая деятельность, приближенная к ситуации реальной жизни, при моделировании которой в учебном процессе происходит формирование профессиональных и управленческих компетенций будущих менеджеров, то в этом случае актуальным становится вопрос о выборе педагогических образовательных технологий, основанных на ранее описанном подходе. Среди них выделяют такие, как: обучение в малых группах, метод проектов, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры и т.д.

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Одним из наиболее эффективных инновационных методов обучения будущих специалистов, по мнению основоположников метода Дж. Дьюи [17] и его ученика У.Х. Килпатрика и их зарубежных [16, 18, 19, 20] и отечественных последователей [1, 2, 3, 4, 6, 15], является метод проектов. В основе метода проектов как метода обучения лежит теория прагматической педагогики «обучения через делание». Обучение строится на основе активной целесообразной деятельности обучающегося, которая ориентирована на его личные интересы, что учитывается им при овладении знаниями, а сегодня с позиций компетентностного подхода и компетенциями, которые будут иметь практическую востребованность в его дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Опыт использования метода проектов при подготовке HR-менеджеров на кафедре управления персоналом СИУ РАНХиГС также убеждает в эффективности данного метода [13]. По мнению Е.С. Полата «Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость под контролем преподавателя. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [7].

Список литературы

1. Гулиянц С.Б. Метод проектов в работе со студентами // Социальная политика и социология. — 2009. — № 1. — С. 304–310.

2. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 2. — С. 29–34.

3. Емельянова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 3. — С. 82–84.

4. Емельянова Н.В. Проектная технология обучения в условиях компетентностного подхода // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2009. — № 10. — С. 42–46.

5. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика. — М.: Академический проект, 2006. — С. 22–23.

6. Иванов В.Г. Проектно-деятельностная подготовка специалистов // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — С. 160–164.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: ACADEMA, 2005. — С. 67–68.

8. Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2015 № 39362).

9. Черняк Т. Госслужба требует компетентности и профессионализма // Кадровик. — 2006. — № 10. — С. 5.

10. Черняк Т.В. Игровые технологии в подготовке HR-менеджера: междисциплинарный подход. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. — 221 с.

11. Черняк Т.В., Кох А.А. Переговоры и посредничество как технологии разрешения конфликтов. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2003. — 198 с.

12. Черняк Т.В. Принципы, подходы и методы формирования профессиональных компетенций специалиста // Философия образования. — 2011. — Т. 39. — № 6. — С. 151–159.

13. Черняк Т.В. Проектная деятельность студентов в конкурсе РАНХиГС «Практики карьеры» как фактор развития профессиональных компетенций будущих специалистов: сб. метод. материалов и ст. // Образовательные инновации и практики карьеры. — М.: Дело, 2015. — С. 125–132.

14. Черняк Т.В. Управление компетентностью государственных служащих: из опыта Сибирской академии государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. — 2005. — № 5. — С. 4.

15. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 144 с.

16. Barron B. Doing with understanding: Lessons from research on problem- and project-based learning// Journal of the Learning Sciences. — 1998. — Vol. 7–3&4. — Pp. 271–311.

17. Dewey J. Experience and Education, Touchstone, New York, 1938 (1997 edition).

18. Knoll M. The project method: its origin and international development// Journal of Industrial Teacher Education. — 1997. — Vol. 34.-3. — pp. 59–80.

19. Knoll M. “I had made a mistake”: William H. Kilpatrick and the Project Method. Teachers College Record. — 2012. — Vol. 2. — 45 pp.

20. Markham T. Project Based Learning // Journal of Teacher Librarian. — 2011. — Vol. 39.-2. pp. 38–42.

Войти или Создать
* Забыли пароль?