Данная статья рассматривает современные приоритетные направления во внешнеэкономической политике ЕС.
внешнеторговая политика, Европейский союз, ЕС, Евросоюз, новые страны – члены ЕС.
Приоритеты современной внешнеторговой политики ЕС содержатся в документе «Торговля, экономический рост и международные дела», в котором указано, что торговая политика является ключевым компонентом стратегии экономического развития ЕС на период до 2020 г. (Европа 2020), направленной на повышение занятости и достижение устойчивого роста экономики.
В связи с этим в период до
Несмотря на введенные санкции ЕС и ограничительные меры, в географической структуре внешней торговли России по-прежнему особое место занимает ЕС. Однако его доля снизилась с 46,2% в
В настоящее время важнейшей задачей ЕС является применение инструментов внешнеэкономической политики с целью ликвидации последствий разноскоростного развития новых стран – членов ЕС и обеспечения долгосрочной экономической стабильности.
Однако практикуемое Евросоюзом использование торговых мер и давления на страны в качестве политического инструмента не может способствовать стабильности мировой политики и экономики ЕС.
Россия для ЕС является крупным торговым партнером, на долю которого пришлось 9,5% европейской внешней торговли. Европа для России является основным рынком сбыта углеводородов, нефти, газа, угля и удовлетворяет на 30% потребность ЕС в нефти и природном газе, на 25% – в угле и нефтепродуктах.
В сложившихся условиях для России необходимо следовать укреплению взаимовыгодного торгово-экономического партнерства с ЕС и целесообразно выполнять свои торговые соглашения. Для этого необходимо:
– стремиться к расширению внешнеполитического диалога с Евросоюзом и с отдельными странами-членами с учетом собственных экономических и политических интересов;
– расширять двусторонние связи с ЕС на уровне интеграционных группировок ЕАЭС, ШОС, БРИКС;
– укреплять торгово-экономическое сотрудничество с ЕС.
Рассмотрим процесс изменения внешнеторговой специализации новых стран – членов Европейского союза как основного фактора экономических противоречий процесса евроинтеграции. Вступление в Евросоюз странами-кандидатами рассматривается как способ решения своих экономических проблем в кратко- и среднесрочной перспективе. Вместе с тем эксперты, занимающие позицию так называемого «евроскептицизма», основываются на рисках структурного кризиса, в который все глубже погружается интегрированная экономика Европейского союза. Рассмотрим негативные последствия в области внешнеторговой специализации для новых стран – членов Евросоюза.[2]
Общей тенденцией для стран-кандидатов является необходимость соблюдения комплекса достаточно жестких требований, бенефициарами которых косвенно являются «старые» члены. Наиболее серьезные последствия для стран «волны 2004–2013» принесли ограничения производства в сельском хозяйстве и реальном секторе экономики.
Для производителей сельскохозяйственной продукции противоречия вступления в единое экономическое пространство зачастую проявляются в невозможности продать продукцию, не соответствующую стандартам ЕС. На своем внутреннем рынке такая сельскохозяйственная продукция отбраковывается и уничтожается.
Следующим противоречивым аспектом, затрагивающим внешнеторговую специализацию и географию товарных потоков новых стран – членов Европейского союза, является то, что по правилам ЕС государство не может поддерживать реорганизацию и модернизацию отдельных промышленных производств. Перечень направлений государственной поддержки ограничивается тремя основными векторами: участие в экологических программах защиты природы, реализация масштабных инновационных программ, ликвидация промышленных предприятий. Таким образом, изменения внешнеторговой специализации отдельных территорий новых стран – членов Европейского союза, как показывает практика, зачастую приводят к закрытию производств, сокращению поголовья племенного скота, вырубке садов и виноградников.
С точки зрения географии товарных потоков происходит определенный асимметричный обмен: «старые» страны Западной Европы, принимая на жестких условиях новые станы – члены ЕС, расширяют рынки сбыта для своей промышленной продукции и высокотехнологичных услуг. Для населения новых стран – членов Европейского союза в качестве преимуществ рассматриваются дешевые потребительские кредиты, а для бизнеса целевые инвестиции в выбранные руководящими органами Евросоюза отрасли, а также внешние эффекты от реализации западноевропейскими компаниями инфраструктурных проектов.
Существенным противоречием изменения внешнеторговой специализации и географии товарных потоков в Европе для «старых» членов ЕС стала неограниченная миграция рабочей силы в рамках единого пространства. Оставшиеся без работы граждане новых стран – членов Европейского союза работают неквалифицированными специалистами и разнорабочими в «старых» странах и перечисляют часть заработка на родину. В настоящее время функционирование общеевропейского рынка труда по подобной схеме вызывает все большие опасения в контексте принятия в ЕС новых стран-кандидатов и волны беженцев с Ближнего Востока и Африки.
1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. 2018. № 5. С. 77–84.
2. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России в контексте мировой торговли: тренды 2017 г.//Журнал экономических исследований. 2018. Том 4. № 4. С. 28–41.
3. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 году: разворот на взлет // Власть. 2018. № 3. С. 38–46.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС – РФ: современная динамика // Журнал экономических исследований. 2018. Том 4. № 3. С. 1–8.
5. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС – РФ: опыт статистического исследования//Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 1. С. 225–229.
6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 6–22.
7. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. 2017. № 10. С. 105–111.
8. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 года // Власть. 2017. № 5. С. 91–97.
9. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 года, заглядывая в 2017 год)// Международная экономика. 2017. № 4. С. 59–74.
10. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. // Власть. 2017. № 3. С. 94–105.
11. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 2 (10). С. 91–107.
12. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период// Власть. 2016. № 12. С. 32–39.
13. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в.//Власть. 2016. № 4. С. 52–61.
14. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли//Современная Европа. 2016. № 1 (67). С. 85–94.
15. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие/3-е изд. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. 216 с.
16. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001–2014 годов//Международная экономика. 2015. № 11-12. С. 37–50.
17. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.)//Власть. 2015. № 4. С. 48–52.
18. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации//Власть. 2013. № 5. С. 014–018.
19. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)//Власть. 2012. № 7. С. 139–143.
20. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования)//Власть. 2011. № 9. С. 160–165.
21. Гладков И.С. Менеджмент учебное пособие для студентов вузов / И.С. Гладков. – М.: Издательство: Бином. Лаб. знаний. 2006. 215 с.
22. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М.: ИЕ РАН, 2005. 100 с.
23. Гладков И.С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. -М.: Изд. компания КноРус, 2005. 438 с.
24. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 296 с.
25. Гладков И.С. Менеджмент. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 312 с.
26. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран-членов Европейского союза // Международная экономика. 2018. № 4. С. 27–45.
27. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т.7. № 1(22). С. 95–98.
28. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: Научное издание/2-е издание. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. -384 с.
29. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений). -М.: Бином. Лаб. знаний. 2007. -216 с.
30. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций//Власть. 2017. № 9. С. 44–46.
31. Горбатенко Е.Ю. Новые тенденции развития внешнеторговых связей внутри Европейского Союза//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 1 (9). С. 70–78.
32. Горбатенко Е.Ю. Эволюционная динамика процесса формирования единого европейского экономического пространства//Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 184–187.
33. Горбатенко Е.Ю. Перспективы присоединения Балканского полуострова к ЕС на фоне внешнеэкономических интересов России//Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (ч.2). С. 33–37.
34. Пилоян М.Г. Экономическая история: учебное пособие / Под ред. профессора И.С. Гладкова. -М.: Дашков и К°, 2003. 149 с.
35. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. – Wash.: IMF, 2018. – 282 p.