Россия
В статье рассматриваются причины изменений коммуникации в современном социуме, а также сферы, где особенно ярко проявляется речевая агрессия. Речевая агрессия рассматривается как коммуникативное явление в аспекте лингвоаксиологии – с точки зрения норм, этических, моральных и культурных ценностей. Отмечается парадокс, что в современном мире речевая агрессия нередко становится стимулом для установления и продолжения коммуникативного контакта.
речевая коммуникация, язык, агрессивная коммуникация, конфликт, морально-этические нормы, культурные ценности, аксиология, лингвистика.
В современной науке тезис об аксиологичности человеческого сознания является весьма распространенным. Система ценностей составляет сущность культуры любой человеческой общности. Ценность — это «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [11]. Представления о ценностях формируются только в социуме, поскольку ценность может сформироваться исключительно на базе человеческого осмысления и оценки предметов, явлений, ситуаций действительности и т.д. Ценности как высшие ориентиры поведения определяют систему предпочтений и ярко проявляются в номах и предписаниях, относящихся к тем или иным реальным или вербальным действиям. Таким образом, антропогенность присуща всем ценностным системам, однако в зависимости от социумной среды (высокотехнологичного «общества потребления» или племени, существующего по первобытным законам) либо от ситуации (мирное время или война) представления о ценностях могут меняться. Более того, отдельной социальной группе могут быть присущи свои представления о культурных нормах и антинормах, моральных ценностях и антиценностях, а также о показателях материального богатства и бедности. Традиционно к системе ценностей относятся сложившиеся в человеческом сознании представления об этических нормах, личностных ценностях, взглядах на определенные события, взаимоотношениях в социуме и морально-нравственных ориентирах. Система ценностей каждого конкретного человека может быть сформирована под воздействием семейных, социально-культурных, религиозных или идеологических влияний, в результате чего у представителей данного социума формируются представления об общечеловеческих, культурных и индивидуальных ценностях. Как отмечает В.И. Карасик, «с лингвистических позиций противопоставляются две оси измерения ценностей — онтологическая (содержательные типы ценностей — витальные, утилитарные, моральные и суперморальные приоритеты) и персоналистическая (типы носителей ценностей — общечеловеческие, цивилизационные, этнические, групповые индивидуальные приоритеты)» [6, с. 69]. Язык и коммуникация — являются важнейшими показателями, транслирующими отношение человека к предметам и явлениям действительности и отражающими основополагающие для него ценностные ориентиры. В этом отношении общество, живущее в рамках строгих общественно-политических или религиозных установок, запретов и норм, неизбежно следует им и в плане коммуникативного поведения. В противоположность тому, сообщества, живущие в состоянии свободы — от слова до поведения. «Ценности культуры соотносятся с коммуникативными ценностями» [6, с. 69].
1. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 3. — № 6. — С. 4–9.
2. Гончарова Л.М. Агрессивная коммуникация: новые языковые реалии в современном мире [Текст] / Л.М. Гончарова // Материалы 2-й международной научно-практической конференции (10–11 октября 2017 г.). — Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2017. — С. 305–309.
3. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк; пер. с англ.; сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. — М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
4. Дементьев В.В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и прагматике [Текст] / В.В. Дементьев. — М.: Глобал ком, 2013. — 336 с.
5. Ишметов А.Г. Примеры агрессивного вербального и невербального общения на материале английской литературы [Текст] / А.Г. Ишметов // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 240–243.
6. Карасик В.И. Языковое проявление личности [Текст] / В.И. Карасик. — М.: Гнозис, 2015. — 384 с.
7. Нестерова Т.В. Намек в ситуации побуждения адресата к действию (обиходная сфера) [Текст] / Т.В. Нестерова // Вопросы языка в современных исследованиях: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения». — М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2012. — С. 174–183.
8. Нестерова Т.В. Косвенные речевые акты в обиходном общении русских [Текст] / Т.В. Нестерова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2013. — Т. 2. — № 6. — С. 26–34.
9. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. / Под ред. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Формановская Н.И. Коммуникативный контакт [Текст] / Н.И. Формановская. — М.: ИКАР, 2012.
11. URL: http://dic.academic.ru