Нидерланды
Авторами исследуется проблема дескрипторов инновационности образования, ориентация на которые способствует повышению качества подготовки выпускников высшей школы. Определена значимость формирования стратегии образования для устойчивого развития с целью подготовки компетентного, мобильного и творческого работника, способного решать инновационные задачи в изменяющихся социально-экономических обстоятельствах. Выделено смещение акцентов с процессуальной на результативную составляющую обучения. Это актуализирует необходимость субъектной позиции студента, связанной с интеграцией его личностных смыслов, социальной и рыночной востребованностью. Выявлены дескрипторы инновационного потенциала математической подготовки студентов экономических направлений для решения профессиональных задач в условиях глобализации, информатизации и изменчивости системы общественного развития. Проведен мониторинг рефлексивно-оценочных качеств студентов, обеспечивающих формирование адаптивных способностей к изменяющимся обстоятельствам. Результаты педагогических измерений демонстрируют положительную динамику рефлексивно-оценочных качеств при обучении математике в контексте образования для устойчивого развития.
дескрипторы инновационности образования, устойчивое развитие, математическая подготовка, мониторинг рефлексивно-оценочных качеств.
Проблема дескрипторов инновационности современного образования связана с выделением таких ее атрибутов, ориентация на которые приведет к изменению ее качества в соответствии с требованиями к образованию для устойчивого развития личности. Вопрос о том, что необходимо делать в сфере образования с тем, чтобы удовлетворить требованиям устойчивого развития, определен сегодня в самом общем виде. Обратимся к характеристике указанных требований для системы высшего образования. Терминологическое понятие «sustainable development» («устойчивое развитие») было впервые применено в экологическом контексте в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Г.Х. Брунтланд. В данной интерпретации устойчивое развитие (УР) было определено как «развитие, позволяющее современным поколениям удовлетворять свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды» [1]. В дальнейшем это выражение получило наряду с экологическим также экономический и социальный смысл. В современных исследованиях устойчивое развитие рассматривается как глобальный проект, в котором каждое положение должно обеспечивать устойчивое будущее при условии рационального управления физическим, природным и человеческим капиталом. Известный российский ученый, автор многочисленных публикаций по глобальным исследованиям А.Д. Урсул подчеркивает, что «преодоление проблем неустойчивого цивилизационного развития может быть обеспечено человеком, сознание, мышление и деятельность которого способны предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности, реализовывать в случае необходимости превентивные упреждающие действия» [8]. При этом изменения в образовании, его целях и смыслах с ориентацией на будущее автор называет «футуризацией», а само образование — «опережающим». Принимая во внимание, что в достижении устойчивого развития ведущую роль играет образование, термин «education for sustainable development» («образование для устойчивого развития») мы будем рассматривать в интерпретации указанной комиссии ООН как развивающуюся концепцию, направленную на обеспечение взаимосвязи между устойчивым развитием и развитием знаний, навыков, перспектив и ценностей. Принципы образования устойчивого развития (ОУР) были конкретизированы в результате анализа важнейших международных документов:
Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования УР;
Боннской декларации;
Глобальной программы действий по образованию в интересах УР; Инчхонской декларации «Образование-2030» и др.
Для системы высшего образования эти принципы включают в себя:
непрерывность образования;
компетентностную направленность;
опережающее образование;
активное обучение;
развитие критического и творческого мышления;
мониторинг результатов образования;
расширение социального партнерства в сфере ОУР [2].
1. Brundtland G.H. Global change and our common future // Environment. — 1989. — Vol. 31. — No. 5. — Pp.16–43.
2. Burmistrova N.A., Kormiltseva E.A., Shmakovа A.P., Loshchilova M.A. An Innovative Approach to Education in the Context of Sustainable Development // TheEuropean Proceedings of Social &Behavioural Sciences. — 2017. — No. XXVI. — Pp. 122–129.
3. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. — 1971. — № 3. — С. 138–143.
4. Ищенко Г.М. Использование метода проектов на занятиях по высшей математике // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XXI Международной научно-практической конференции. — М.: Изд-во «Перо», 2015. — С. 132–138.
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 45–57.
6. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. — 2014. — № 4. — С. 62–65.
7. Сауренко Н.Е. Проектный подход как инновационный феномен образовательной системы // Академический вестник. — 2014. — №2 (17). — С.82–87.
8. Урсул А.Д. Становление устойчивой цивилизации: новые глобальные цели // Философия и общество. — 2016. — № 1 (78). — С. 29–56.
9. Чайкин В.Н. Образование как фактор устойчивого развития России // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки — 2016. — № 1(7). — С. 7–9.