Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье раскрывается практический опыт педагога, обучающего младших школьников писать сочинения на основе использования технологий деятельностного типа в рамках системы учебников «Начальная школа XXI века». Автор рассматривает последовательность этапов формирования у младших школьников умения составлять различные творческие тексты. Подчеркивается вклад разных предметов начальной школы в становление способности детей фантазировать и сочинять.
младший школьник; сочинение; методика обучения; этапы формирования умений составлять разные творческие тексты; раскрытие творческого потенциала учащихся.
Приоритетная цель современного образования — формирование коммуникативной грамотности учащихся. Ее невозможно достичь без хорошо развитой речи, которая положительно влияет на обучение не только языку, но и всем школьным предметам, способствует успешному общению, обеспечивает высокий интеллектуальный уровень ребенка. В свое время выдающийся русский филолог-славист И.И. Срезневский писал: «Учить надо тому, что необходимо в жизни, а самым необходимым в жизни является овладение речью» [7, с. 42–43]. Развитие речи детей — одна из ведущих задач современной начальной школы. Учитель должен сформировать у детей умение правильно строить предложение, ставить слова в нужной последовательности, согласовать их друг с другом и верно произносить, а затем всё это оформлять письменно. В рамках системы учебников «Начальная школа XXI века» эта задача решается с помощью технологий деятельностного типа. Рассмотрим, как их использование позволяет формировать у учащихся начальной школы умение писать сочинения, на основе примеров из опыта работы автора.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Анализ педагогических исследований Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Г.А. Фомичевой и др. дает возможность выделить следующие требования к речи учащихся:
1. Содержательность (тема высказывания должна быть знакома ребенку, а рассказ — интересен как слушателю, так и самому рассказчику, поэтому необходимо научиться отбирать материал).
2. Логическая последовательность в построении высказывания (логичный переход от одной части высказывания к другой, отсутствие повторов, умение завершить высказывание). Эти требования относятся к структуре изло-
жения высказывания, однако не менее важными являются и требования к языковому оформлению текста.
3. Грамматическая правильность речи — ее соответствие литературной норме (правильное согласование слов в предложениях, составленных по законам синтаксиса).
4. Точность словоупотребления — умение выбирать те слова, которые отражают замысел говорящего во всей полноте. Это требование можно рассматривать и в плане использования разнообразных лексических средств (синонимов, антонимов, многозначных слов).
5. Выразительность речи. Это требование связано с предыдущим, так как умение ярко и убедительно передать мысль определяется выбором разнообразных выразительных речевых средств.
6. Ясность речи и ее чистота. Это требование также соотносится с выбором языковых средств в зависимости от контекста.
7. Правильное звуковое оформление речи — использование верной интонации, дикции.
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1–4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: учебники для учащихся общеобразовательных организаций. 1–4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык: программа, планирование, контроль. 1–4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 384 с.
4. Ладыженская Т.А. Связная речь / сб. статей: Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1980. – С. 189–235.
5. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи / сб. статей: Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – С. 5–25.
6. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008. – С. 28–45.
7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – М.: Красанд, 2010. – 120 с.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Как научить ребёнка писать сочинения по картинкам – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 273 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.