Таганрог, Ростовская область, Россия
сотрудник
Таганрог, Ростовская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ББК 888 Детская психология
ТБК 83 Психология
Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А. В статье обсуждается актуальная проблема современного общества — деформация личностного ресурса молодежи. Отмечается поэтапность формирования личностного ресурса на протяжении возрастного развития. Выделены предпосылки личностного ресурса в раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Определены основные проявления кризиса семьи как фактора, обусловливающего возникновение деформаций личностного ресурса в детском и подростковом возрастах. Феномен семейного неблагополучия рассматривается во всей полноте его понимания (в открытой и скрытой его формах), включая, в том числе, как открытое, так и скрытое социальное сиротство. Выявлена специфика развития «Образа Я», эмоциональной и мотивационной сфер детей и подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа. Проведено эмпирическое изучение динамики возрастных показателей развития личностного ресурса в условиях семейного неблагополучия. Установлено, что неблагоприятный семейный климат (эмоциональное отвержение ребенка), способный вызвать искажения в эмоциональной сфере, «Образе Я», общении со сверстниками, является ключевым фактором деформаций личностного ресурса в детском и подростковом возрасте. Основным механизмом формирования деформаций является фрустрация базовой потребности ребенка в принятии и признании.
личностный ресурс, семейное неблагополучие, эмоциональное отвержение, социальное сиротство, эмоциональная сфера, мотивационная сфера, самооценка, «Образ Я».
Актуальность
В современном интенсивно меняющемся мире именно молодежь становится тем потенциалом, на который опирается общество. Перед ней ставятся все более трудные задачи, требующие учета большого количества факторов, порой в сжатые сроки. Способность справляться с ними ведет к достижению индивидуальной успешности и личностной эффективности молодых людей. Выполнение этих задач требует задействования личностного ресурса человека, т.е. «взаимосвязанной совокупности личностных качеств, реализация которых обеспечивает субъекту возможность личностного развития, оптимального взаимодействия с миром и с самим собой, осуществления деятельности, в том числе, и профессиональной, а также успешной жизнедеятельности» [9].
В период молодости предпосылками личностного ресурса являются: становление собственной жизненной стратегии, формирование индивидуального стиля жизни, потребность в саморазвитии. Но личностный ресурс не проявляется у человека одномоментно и спонтанно, а формируется длительно, на протяжении детства, отрочества, юношества в прямой зависимости от эффективности решения задач развития. Так, в раннем возрасте предпосылками личностного ресурса является осознание своего Я, в дошкольном – соподчинение мотивов, нарастание произвольности поведения, дифференциация и устойчивость самооценки, повышение ее адекватности. В младшем школьном возрасте личностный ресурс соотносится с актуализацией мотивации достижения, самостоятельностью и целенаправленностью поведения и деятельности, формированием волевых качеств, проявлением бóльшей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, интеграцией психологических механизмов личности, первичным складыванием «Я-концепции», усвоением нравственных норм и, как следствие, формированием первичных ценностно-смысловых образований. Подростковый возраст – это период утверждения подростком своей самостоятельности через переживание чувства взрослости, личностной автономии и рефлексии, период становления Я-концепции, развития способности к саморегуляции, а также начало формирования профессиональных интересов и жизненных планов.
Таким образом, рассматривая личностный ресурс, важно подчеркнуть неразрывность формирования личностных особенностей в процессе онтогенеза, что открывает перспективы рассмотрения развития предпосылок личностного ресурса в контексте родительской семьи как основы формирования личности. От того, как в семье складываются отношения между родителями, детско-родительские отношения, какой эмоциональный климат в ней преобладает, насколько адекватен стиль воспитательного воздействия, зависит формирование личностного ресурса человека. Диссонанс в семейных отношениях приводит к деформациям личностного развития в детстве, что может иметь отсроченные последствия в более поздних возрастах, в т.ч. в период молодости – периоде активного осознания, интеграции и реализации личностного ресурса. А это, в свою очередь, становится фактором риска в формировании устойчивости молодых людей к различного рода неблагоприятным, деструктивным воздействиям, особенно информационным, что может привести к повышенной агрессивности в молодежной среде, низкой толерантности, социальному напряжению в обществе [6].
Проблема исследования
В связи с вышесказанным, проблема данного исследования заключается в необходимости выявления того, как различные формы семейного неблагополучия влияют на формирование предпосылок личностного ресурса в детстве и отрочестве, насколько деструктивный характер имеет это влияние.
Проблема семейного неблагополучия является одной из актуальнейших в нашем обществе в связи с социальными и экономическими трансформациями современного социума, которые отражаются на психическом и личностном развитии детей и подростков. Актуальность данной социальной проблемы отражается на разных направлениях ее изучения. Это и проблема рождаемости и воспроизводства населения страны (что уже более десяти лет находит поддержку со стороны государства в форме экономической стимуляции семей к рождению второго и последующих детей), проблема поддержки молодых семей, разработка мер по сопровождению социальных сирот, выходцев из детских домов и др. Однако изменения, происходящие в современном обществе, как в России, так и во всем мире, показывают трансформации глобального характера, затрагивающие семью как социальный институт. Эти изменения приводят к тому, что многие специалисты (демографы, социологи, психологи) обозначают состояние института семьи как кризисное.
Кризисность семьи как социального института отражают следующие тенденции: такие распространенные в России явления, как алкоголизм и наркомания; не уменьшающаяся частота разводов; распространение суицидального поведения среди молодежи; изменение семейных ценностей в сторону приоритета эмоционального и интимного общения в браке и семье; трансформация семейных функций в связи с перераспределением семейных ролей в силу повышения активности современных женщин в социальной и производственной сферах; неготовность к родительству, незнание/игнорирование возрастных возможностей детей (в современных условиях часто – в сторону завышения требований к ребенку), обеднение совместных форм деятельности и общения (общение сводится к совместному выполнению домашних заданий, распространенной формой совместного «досуга» становится посещение торговых центров) и др.
В связи с экономическими, бытовыми, психологическими, социальными трудностями, которые испытывает современная семья, происходят изменения как в ее структуре (сознательное одиночество, увеличение числа неполных семей (в современных условиях, помимо традиционных причин, матери-одиночки – явление часто сознательного отказа женщины выходить замуж за отца ребенка из-за отсутствия чувства стабильности и защищенности в отношениях с ним), так и в ее климате (асоциальные, педагогически несостоятельные, конфликтные семьи).
Анализ существующих типологий семейного неблагополучия [1, 4-5, 7-9, 11-16] позволил выделить следующие типы семейного неблагополучия, определившие направления выполненных исследований (рис. 1):
1. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье [Текст] / Т.И. Бонкало // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — № 4. — С. 913–919.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская [и др.]. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
3. Глазырина Л.Г. К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков [Текст] / Л.Г. Глазырина, В.С. Шеркевич // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т 6. — № 4. — С. 297–301.
4. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей [Текст] / А.Г. Грицай // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». — Вып. 3 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologiineblagopoluchnyh-semey/
5. Дети социального риска и их воспитание [Текст]: Учебно-методическое пособие; под науч. ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
6. Кибальченко И.А. Контент-анализ когнитивного состава концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье [Текст] / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 18–25. DOI: 10.12737/article_5b28c9f549e515.36633206. — URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/21990/view (дата обращения: 01.09.2018).
7. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Текст] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2014. — № 1. — С. 16–23.
8. Мигунова К.А. Проблемы и перспективы развития социологической науки: феномен неблагополучной семьи в РФ [Текст] / К.А. Мигунова // Научный альманах, — 2015. — № 7. — C. 1266–1268.
9. Новгородская В.А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.А. Новгородская. — Сочи, 2012. — 232 с.
10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
11. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2014. — № 1. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Tikhomirov_Social-Orphanhood/
12. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 272 с.
13. Cohen M., Raphling D., Green P. Psychological aspects of the maltreatment syndrome of childhood // J. Pediatrics. 1996. Vol. 69, p. 279–284.
14. Farley J.P. The development of adolescent self-regulation: Reviewing the role of parent, peer, friend, and romantic relationships] / J.P. Farley // Journal of Adolescence. 2014. V. 37. № 4. P. 433–440.
15. Harris M.A., Gruenenfelder-Steige A.E., Ferrer E., Donnellan M.B., Allemand M., Fend H. & Trzesniewski K.H. Do parents foster self-esteem? Testing the prospective impact of parent closeness on adolescent self-esteem // Child Development. 2015, 86, 995–1013. DOI: 10.1111/cdev.12356.
16. Pierce J., Abbey A., Wegner R. Mediators of the Association Between Childhood Emotional Maltreatment and Young Adult Men’s Life Satisfaction // Journal of Interpersonal Violence. 2018, 33 (4), pp. 595–616. DOI: 10.1177/0886260515609584.