Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А. В статье обсуждается актуальная проблема современного общества — деформация личностного ресурса молодежи. Отмечается поэтапность формирования личностного ресурса на протяжении возрастного развития. Выделены предпосылки личностного ресурса в раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Определены основные проявления кризиса семьи как фактора, обусловливающего возникновение деформаций личностного ресурса в детском и подростковом возрастах. Феномен семейного неблагополучия рассматривается во всей полноте его понимания (в открытой и скрытой его формах), включая, в том числе, как открытое, так и скрытое социальное сиротство. Выявлена специфика развития «Образа Я», эмоциональной и мотивационной сфер детей и подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа. Проведено эмпирическое изучение динамики возрастных показателей развития личностного ресурса в условиях семейного неблагополучия. Установлено, что неблагоприятный семейный климат (эмоциональное отвержение ребенка), способный вызвать искажения в эмоциональной сфере, «Образе Я», общении со сверстниками, является ключевым фактором деформаций личностного ресурса в детском и подростковом возрасте. Основным механизмом формирования деформаций является фрустрация базовой потребности ребенка в принятии и признании.

Ключевые слова:
личностный ресурс, семейное неблагополучие, эмоциональное отвержение, социальное сиротство, эмоциональная сфера, мотивационная сфера, самооценка, «Образ Я».
Текст

Актуальность

В современном интенсивно меняющемся мире именно молодежь становится тем потенциалом, на который опирается общество. Перед ней ставятся все более трудные задачи, требующие учета большого количества факторов, порой в сжатые сроки. Способность справляться с ними ведет к достижению индивидуальной успешности и личностной эффективности молодых людей. Выполнение этих задач требует задействования личностного ресурса человека, т.е. «взаимосвязанной совокупности личностных качеств, реализация которых обеспечивает субъекту возможность личностного развития, оптимального взаимодействия с миром и с самим собой, осуществления деятельности, в том числе, и профессиональной, а также успешной жизнедеятельности» [9].

В период молодости предпосылками личностного ресурса являются: становление собственной жизненной стратегии, формирование индивидуального стиля жизни, потребность в саморазвитии. Но личностный ресурс не проявляется у человека одномоментно и спонтанно, а формируется длительно, на протяжении детства, отрочества, юношества в прямой зависимости от эффективности решения задач развития. Так, в раннем возрасте предпосылками личностного ресурса является осознание своего Я, в дошкольном – соподчинение мотивов, нарастание произвольности поведения, дифференциация и устойчивость самооценки, повышение ее адекватности. В младшем школьном возрасте личностный ресурс соотносится с актуализацией мотивации достижения, самостоятельностью и целенаправленностью поведения и деятельности, формированием волевых качеств, проявлением бóльшей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, интеграцией психологических механизмов личности, первичным складыванием «Я-концепции», усвоением нравственных норм и, как следствие, формированием первичных ценностно-смысловых образований. Подростковый возраст – это период утверждения подростком своей самостоятельности через переживание чувства взрослости, личностной автономии и рефлексии, период становления Я-концепции, развития способности к саморегуляции, а также начало формирования профессиональных интересов и жизненных планов.

Таким образом, рассматривая личностный ресурс, важно подчеркнуть неразрывность формирования личностных особенностей в процессе онтогенеза, что открывает перспективы рассмотрения развития предпосылок личностного ресурса в контексте родительской семьи как основы формирования личности. От того, как в семье складываются отношения между родителями, детско-родительские отношения, какой эмоциональный климат в ней преобладает, насколько адекватен стиль воспитательного воздействия, зависит формирование личностного ресурса человека. Диссонанс в семейных отношениях приводит к деформациям личностного развития в детстве, что может иметь отсроченные последствия в более поздних возрастах, в т.ч. в период молодости – периоде активного осознания, интеграции и реализации личностного ресурса. А это, в свою очередь, становится фактором риска в формировании устойчивости молодых людей к различного рода неблагоприятным, деструктивным воздействиям, особенно информационным, что может привести к повышенной агрессивности в молодежной среде, низкой толерантности, социальному напряжению в обществе [6].

Проблема исследования

В связи с вышесказанным, проблема данного исследования заключается в необходимости выявления того, как различные формы семейного неблагополучия влияют на формирование предпосылок личностного ресурса в детстве и отрочестве, насколько деструктивный характер имеет это влияние.

Проблема семейного неблагополучия является одной из актуальнейших в нашем обществе в связи с социальными и экономическими трансформациями современного социума, которые отражаются на психическом и личностном развитии детей и подростков. Актуальность данной социальной проблемы отражается на разных направлениях ее изучения. Это и проблема рождаемости и воспроизводства населения страны (что уже более десяти лет находит поддержку со стороны государства в форме экономической стимуляции семей к рождению второго и последующих детей), проблема поддержки молодых семей, разработка мер по сопровождению социальных сирот, выходцев из детских домов и др. Однако изменения, происходящие в современном обществе, как в России, так и во всем мире, показывают трансформации глобального характера, затрагивающие семью как социальный институт. Эти изменения приводят к тому, что многие специалисты (демографы, социологи, психологи) обозначают состояние института семьи как кризисное.

Кризисность семьи как социального института отражают следующие тенденции: такие распространенные в России явления, как алкоголизм и наркомания; не уменьшающаяся частота разводов; распространение суицидального поведения среди молодежи; изменение семейных ценностей в сторону приоритета эмоционального и интимного общения в браке и семье; трансформация семейных функций в связи с перераспределением семейных ролей в силу повышения активности современных женщин в социальной и производственной сферах; неготовность к родительству, незнание/игнорирование возрастных возможностей детей (в современных условиях часто – в сторону завышения требований к ребенку), обеднение совместных форм деятельности и общения (общение сводится к совместному выполнению домашних заданий, распространенной формой совместного «досуга» становится посещение торговых центров) и др.

В связи с экономическими, бытовыми, психологическими, социальными трудностями, которые испытывает современная семья, происходят изменения как в ее структуре (сознательное одиночество, увеличение числа неполных семей (в современных условиях, помимо традиционных причин, матери-одиночки – явление часто сознательного отказа женщины выходить замуж за отца ребенка из-за отсутствия чувства стабильности и защищенности в отношениях с ним), так и в ее климате (асоциальные, педагогически несостоятельные, конфликтные семьи).

Анализ существующих типологий семейного неблагополучия [1, 4-5, 7-9, 11-16] позволил выделить следующие типы семейного неблагополучия, определившие направления выполненных исследований (рис. 1):

Список литературы

1. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье [Текст] / Т.И. Бонкало // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — № 4. — С. 913–919.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская [и др.]. — М.: Академия, 2002. — 416 с.

3. Глазырина Л.Г. К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков [Текст] / Л.Г. Глазырина, В.С. Шеркевич // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т 6. — № 4. — С. 297–301.

4. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей [Текст] / А.Г. Грицай // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». — Вып. 3 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologiineblagopoluchnyh-semey/

5. Дети социального риска и их воспитание [Текст]: Учебно-методическое пособие; под науч. ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.

6. Кибальченко И.А. Контент-анализ когнитивного состава концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье [Текст] / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 18–25. DOI: 10.12737/article_5b28c9f549e515.36633206. — URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/21990/view (дата обращения: 01.09.2018).

7. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Текст] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2014. — № 1. — С. 16–23.

8. Мигунова К.А. Проблемы и перспективы развития социологической науки: феномен неблагополучной семьи в РФ [Текст] / К.А. Мигунова // Научный альманах, — 2015. — № 7. — C. 1266–1268.

9. Новгородская В.А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.А. Новгородская. — Сочи, 2012. — 232 с.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.

11. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2014. — № 1. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Tikhomirov_Social-Orphanhood/

12. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 272 с.

13. Cohen M., Raphling D., Green P. Psychological aspects of the maltreatment syndrome of childhood // J. Pediatrics. 1996. Vol. 69, p. 279–284.

14. Farley J.P. The development of adolescent self-regulation: Reviewing the role of parent, peer, friend, and romantic relationships] / J.P. Farley // Journal of Adolescence. 2014. V. 37. № 4. P. 433–440.

15. Harris M.A., Gruenenfelder-Steige A.E., Ferrer E., Donnellan M.B., Allemand M., Fend H. & Trzesniewski K.H. Do parents foster self-esteem? Testing the prospective impact of parent closeness on adolescent self-esteem // Child Development. 2015, 86, 995–1013. DOI: 10.1111/cdev.12356.

16. Pierce J., Abbey A., Wegner R. Mediators of the Association Between Childhood Emotional Maltreatment and Young Adult Men’s Life Satisfaction // Journal of Interpersonal Violence. 2018, 33 (4), pp. 595–616. DOI: 10.1177/0886260515609584.

Войти или Создать
* Забыли пароль?