МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработано содержание, методические рекомендации и система занятий курса внеурочной деятельности для учащихся первого класса по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности), в статье приведены примерное тематическое планирование курса на учебный год; схема проведения занятий с примерами. Работа выполнена в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания, номер проекта 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях».

Ключевые слова:
функциональная грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни, содержание функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни, система занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников, тематическое планирование занятий на учебный год.
Текст

Научно-методические основы и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни. Функциональную грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни можно определить как наличие у детей устойчивого сплава знаний и навыков поведения в ситуациях, когда возникает непосредственная или потенциальная опасность их жизни и здоровью. Такие навыки основаны на прочных знаниях ребёнка:

  • во-первых, о таких ситуациях, т.е. он умеет выделить по определенным признакам, что та или иная ситуация опасна;
  • во-вторых, о том, как действовать в таких ситуациях. Навыки поведения должны быть доведены практически до автоматизма путем тренировки.

Такое определение соответствует общепринятому понятию «функциональная грамотность», которое было предложено на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965). Определение функциональной грамотности сформулировано и А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [15].  Данные определения закладывают научно-методические основы для нашего исследования.

Актуальность формирования функциональной грамотности детей в сфере безопасного и здорового образа жизни не вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства.

В настоящее время проведены исследования, посвященные проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности [1; 12; 13]. Основательно исследованы общие вопросы безопасности жизнедеятельности [7; 9; 14; 19]. В начальном образовании уделяется немало внимания обучению младших школьников основам безопасного поведения в различных социальных ситуациях. Такие знания даются детям в курсе предмета «Окружающий мир» [10], в учебных пособиях, дополняющих данный предмет и посвященных непосредственно формированию основ безопасности жизнедеятельности [16; 17; 18].

На уроках дети получают знания, также проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, во внеурочное время – экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Однако в учебное время невозможно охватить весь спектр тем, необходимых младшему школьнику для формирования у него функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни, в полном объеме. А главное – организовать тренировку навыков безопасного поведения. Гораздо больше возможностей для получения знаний, а также, что важно, – для активной тренировки навыков поведения предоставляет внеурочная деятельность. Но для ее эффективности необходимо продуманное дидактическое сопровождение, включающее разработку содержания и методического материала.

Разработано дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни [2, 3, 4]. Основу данного дидактического сопровождения составляют следующие аспекты:

Во-первых, наличие научно-обоснованного содержания тех знаний и навыков, которые необходимо усвоить младшему школьнику в сфере безопасного и здорового образа жизни. Данное содержание должно отличаться полнотой: если будут упущены какие-либо важные ситуации, несущие опасность для жизни и здоровья, ребенок может быть подвержен угрозе потери жизни и здоровья.

Во-вторых, доступность и дифференцированность данного содержания: содержание знаний и навыков должно быть доступно ребенку, соответствовать его уровню понимания, психологическим особенностям восприятия информации детей данного возраста. И чем более дифференцированно будет разработано содержание, тем более адекватно оно будет восприниматься детьми. Ситуации, в которых участвует первоклассник, и ситуации, в которые может быть включен ученик четвертого класса, существенно различаются.

В-третьих, наличие методических форм и приемов, увлекательных для детей младшего школьного возраста, которые помогли бы донести до детей содержание необходимых знаний.

В- четвертых, наличие игровых форм и приемов, имитирующих реальные жизненные ситуации, в которых дети могли бы отрабатывать полученные знания.

В- пятых, включение детей в реальные жизненные ситуации, в которых необходимо проявлять бдительность и быть готовыми к встрече с опасностями.

В-шестых, наличие форм и приемов взаимодействия учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей с целью координации формирования у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Содержание курса внеурочной деятельности для учащихся первого класса «Как избежать пожара и других бед: азбука безопасной и здоровой жизни» (1 класс). Разработано содержание курса внеурочной деятельности для учащихся первого класса «Как избежать пожара и других бед: азбука безопасной и здоровой жизни». Курс нацелен на формирование функциональной грамотности у учащихся в сфере безопасного и здорового образа жизни.

В содержание каждой темы заложены основы, которые дают детям не просто знания по безопасному поведению, но и нацеливают их на правильные действия в каждой опасной для жизни или здоровья ситуации. Можно утверждать, что при этом закладываются основы функциональной грамотности младших школьников в этой сфере жизни. Достигается это за счет того, что в каждой теме выделены следующие рубрики:

  • Безопасность без тайн! (Здоровье без тайн!);
  • Всегда поступаю так!

Рубрика «Безопасность без тайн!» показывает детям, что можно или чего нельзя делать в той или иной ситуации, а рубрика «Всегда поступаю так!» дает четкую пошаговую инструкцию действий.

 

Содержание курса

БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

Электричество в моей квартире

Вода и водопровод

Газовые приборы

Острые, колющие и режущие предметы

Бытовая химия

Как избежать пожара в квартире

Помощь при ожогах

Остерегайся высоты

Беспорядок – причина травмы

Будь осторожен, выходя из дома

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ И НА ДОРОГЕ

Опасные места на улице и на дороге

Правила перехода дороги

Правила поведения на остановке общественного транспорта, правила посадки и высадки

Как правильно перейти дорогу после высадки из общественного транспорта

Если потерялся. Чужие люди

Бесхозные вещи

Бродячие животные

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

Поход в лес. Если заблудился

Ядовитые растения

Ядовитые и съедобные ягоды

Ядовитые и съедобные грибы

Опасные насекомые

Купание в водоёме

На водоёме зимой

На солнышке

Гроза, молния

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕДА

Правильное питание

Безопасность при приёме пищи

Почему нужно мыть овощи и фрукты?

Опасности фастфуда

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Твои персональные данные

Информационная безопасность в людном месте

Интернет – источник информации

Мир реальный и мир виртуальный

Информация нужная и полезная

ЗДОРОВЬЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Режим дня

Зарядка

Здоровый сон

Правила гигиены. Зачем мыть руки и мыться

Правильный уход за волосами

Правильный уход за зубами

Безопасное использование компьютера и телевизора

Памятка «Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми»

 

Примерное тематическое планирование занятий на учебный год. Продолжительность каждого занятия – 1 час.

 

№№

занятий

Тема

 

Примерные сроки проведения

БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

1

Электричество в моей квартире

1-я неделя сентября

2

Вода и водопровод

2-я неделя сентября

3

Газовые приборы

3-я неделя сентября

4

Острые, колющие и режущие предметы

4-я неделя сентября

5

Бытовая химия

1-я неделя октября

6

Как избежать пожара в квартире

2-я неделя октября

7

Помощь при ожогах

2-я неделя октября

8

Остерегайся высоты

3-я неделя октября

9

Беспорядок – причина травмы

1-я неделя ноября

10

Будь осторожен, выходя из дома

2-я неделя ноября

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ И НА ДОРОГЕ

11

Опасные места на улице и на дороге

3-я неделя ноября

12

Правила перехода дороги

4-я неделя ноября

13

Правила поведения на остановке общественного транспорта, правила посадки и высадки

4-я неделя ноября

14

Как правильно перейти дорогу после высадки из общественного транспорта

1-я неделя декабря

15

Если потерялся. Чужие люди

2-я неделя декабря

16

Бесхозные вещи

3-я неделя декабря

17

Бродячие животные

3-я неделя декабря

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

18

Поход в лес. Если заблудился

2-я неделя января

19

Ядовитые растения

3-я неделя января

20

Ядовитые и съедобные ягоды

4-я неделя января

21

Ядовитые и съедобные грибы

1-я неделя февраля

22

Опасные насекомые

1-я неделя февраля

23

Купание в водоёме

2-я неделя февраля

24

На водоёме зимой

2-я неделя февраля

25

На солнышке

3-я неделя февраля

26

Гроза, молния

4-я неделя февраля

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕДА

27

Правильное питание

1-я неделя марта

28

Безопасность при приёме пищи

1-я неделя марта

29

Почему нужно мыть овощи и фрукты?

2-я неделя марта

30

Опасности фастфуда

2-я неделя марта

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

31

Твои персональные данные

3-я неделя марта

32

Информационная безопасность в людном месте

4-я неделя марта

33

Интернет – источник информации

1-я неделя апреля

34

Мир реальный и мир виртуальный

1-я неделя апреля

35

Информация нужная и полезная

2-я неделя апреля

ЗДОРОВЬЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

36

Режим дня

3-я неделя апреля

37

Зарядка

3-я неделя апреля

38

Здоровый сон

4-я неделя апреля

39

Правила гигиены. Зачем мыть руки и мыться

1-я неделя мая

40

Правильный уход за волосами

2-я неделя мая

41

Правильный уход за зубами

2-я неделя мая

42

Безопасное использование компьютера и телевизора

3-я неделя мая

 

Памятка «Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми»

3-я неделя мая

 

Примерная схема проведения занятий. Каждое занятие построено по следующей схеме. Педагог имеет право исключать или менять последовательность выполнения некоторых пунктов в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на занятии.

Схема проведения занятий:

        1. Мотивирующие вопросы и задания, помогающие детям актуализировать имеющиеся знания по теме. Предварительное обсуждение темы. Четкое формулирование темы занятия.
        2. Чтение текста (вслух или индивидуально).
        3. Рассматривание и обсуждение иллюстраций (по вопросам педагога).
        4. Вопросы педагога детям на понимание прочитанного (услышанного).
        5. Чтение текста в рубрике «Безопасность без тайн!» («Здоровье без тайн!»).
        6. Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Безопасность без тайн!» (по вопросам педагога): почему что-то можно делать, а что-то категорически нельзя.
        7. Чтение текста в рубрике «Всегда поступаю так!».
        8. Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Всегда поступаю так!» (по вопросам педагога): почему предлагаются именно такие правила поведения.
        9. Повторение каждым ребенком этих правил по памяти.
        10. Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.
        11. Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем).

 

Рубрикация заданий в конспектах

Вспомни и подумай! Мотивирующие вопросы и задания, помогающие детям актуализировать имеющиеся знания по теме. Предварительное обсуждение темы. Четкое формулирование темы занятия.

Прочитай! Чтение текста для детей (вслух или индивидуально).

Рассмотри и подумай! Рассматривание и обсуждение иллюстраций (по вопросам педагога).

Подумай и скажи! Вопросы педагога детям на понимание прочитанного (услышанного). Обсуждение в форме беседы (по вопросам педагога): содержания рубрики «Секреты безопасности»: почему что-то можно делать, а что-то категорически нельзя; содержания рубрики «Я буду действовать так»: почему предлагаются именно такие правила поведения.

Повтори! Повторение каждым ребенком этих правил по памяти.

Выполни правильно! Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

Выполни дома! Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем).

Приведем примеры конспектов занятий с учащимися первого класса по курсу внеурочной деятельности «Как избежать пожара и других бед: азбука безопасной и здоровой жизни».

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

 

Занятие 1. Введение в курс. Электричество в моей квартире

 

Вступительное слово

Совсем недавно в вашей жизни произошло важное событие – вы стали школьниками. А значит, все больше дел вам предстоит делать самостоятельно. Вокруг столько всего интересного! Но мир устроен так, что человека, особенно ребенка, подстерегают различные опасности. Очень внимательным надо быть в быту, по пути в школу, в играх во дворе, осторожным – при общении с незнакомыми людьми.

На каждом занятии вы узнаете «секреты безопасности» или «секреты здоровья». Прочитайте их внимательно, обсудите с друзьями, с учителем, с родителями. Подумайте, почему так надо поступать. Обязательно запомните, и для вас не будет секретов!

Также прочитайте, обсудите и запомните правила в рубрике «Я буду действовать так». Они помогут вам не получать травм, не болеть и быть всегда жизнерадостными!

Твёрдо выучите свой адрес, мобильные телефоны родителей и близких родственников!

Запомните, запишите в память мобильного телефона!

Единый телефон службы спасения: с городского 01, с мобильного 112.

Дается рисунок мобильного телефона с номером 112.

 

Вспомни и подумай!

Сегодня на занятии мы будем говорить о безопасности в квартире и использовании бытовых электроприборов.

  • Какие электроприборы есть в твоей квартире?
  • Какими электроприборами часто пользуется мама? (Электроплитой, феном, стиральной машиной, пылесосом и др.)
  • Какими электроприборами часто пользуется папа? (Электробритвой, компьютером и др.)
  • Чем пользуются все члены семьи? (Телевизором, холодильником.)
  • А чем ты часто пользуешься?
  • Что есть во всех квартирах и домах для включения электроприборов в сеть? (Электрические розетки.)
  • Разрешают ли тебе взрослые включать электроприборы в розетку: вставлять вилку в розетку?

 

Прочитай!

Когда наступает вечер, мы обычно включаем электрическое освещение, которое наполняет светом наш дом. У тебя дома, наверное, есть разные светильники. Например, настольную лампу ты включаешь, когда делаешь уроки. При уборке квартиры мама пользуется пылесосом. И ты наверняка помогаешь ей. Где нужно хранить продукты, чтобы они не испортились? В холодильнике. С помощью электроплиты готовят еду. Мы уже привыкли пользоваться электрочайником. Электроутюг нужен для того, чтобы одежда выглядела опрятной и красивой.

Наверное, твои любимые предметы – компьютер и телевизор. Без компьютера не обойтись и при подготовке к урокам. Можно перечислить ещё много домашних электроприборов. Назови их. Для чего нужен каждый из них? Общее у таких приборов – они все работают от электричества. Многими из них ты, наверное, пользуешься самостоятельно. Но электричество может быть опасно!

 

Рассмотри и подумай!

Дети рассматривают рисунок: телевизора, фена, электролампы, электрообогревателя, шнуров с вилкой и розеткой.

  • Назови электроприборы на рисунке.
  • Покажи провод, розетку и вилку.
  • Что нужно сделать, чтобы электроприбор заработал? (Включить в электрическую сеть, включить с помощью выключателя или пульта.)
  • Чем могут быть опасны электроприборы? (Может ударить током, может проскочить искра, может загореться.)

 

Прочитай!

 

Безопасность без тайн!

Нельзя играть с электрическими бытовыми приборами (пылесосом, феном, электробритвой и другими).

Нельзя тянуть за электрический провод, может случиться короткое замыкание и пожар.

Нельзя дотрагиваться до оголенных проводов руками, может ударить током.

 

 

Подумай и скажи!

  • Оставляют ли, когда уходят из дома, включенными телевизор, стиральную машину, лампы и другие приборы?

 

Прочитай!

Холодильник всегда включён в розетку: иначе продукты испортятся. Но оставляют ли мама или папа, уходя из дома, включёнными в сеть пылесос, телевизор, электрообогреватель, фен и другие приборы? Конечно, нет. Если оставить электроприборы включёнными надолго и без присмотра, может случиться короткое замыкание, вспыхнет искра. От этого бывает пожар.

 

Безопасность без тайн!

Нельзя, уходя из дома, оставлять включённые в сеть электроприборы.

Важно запомнить, что попадание воды на работающий электроприбор очень опасно! Если человек в этот момент дотронется до прибора, он получит серьёзную травму.

 

Подумай и скажи!

  • Что нужно делать, если электроприбор загорелся или задымился?

 

Прочитай!

 

Безопасность без тайн!

Нельзя тушить водой горящий электроприбор!

Нельзя трогать включённый электроприбор мокрыми руками.

Нельзя допускать, чтобы такой электроприбор упал в воду.

 

Всегда поступаю так!

1. Если электроприбор загорелся, позову взрослых.

2. Если их не будет рядом, начну действовать самостоятельно:

выключу электроприбор из розетки;

накрою плотной тканью;

при усилении огня вызову пожарных: позвоню в службу спасения 01 или 112.

 

 

Подумай и скажи!

  • Можно ли самому без ведома родителей включать в сеть и выключать электроприборы?
  • Можно ли оставлять, уходя из дома, включённые в сеть электроприборы?
  • Можно ли допускать попадание воды на включенный электроприбор?
  • Можно ли трогать их мокрыми руками?
  • Можно ли тушить загоревшийся электроприбор водой?
  • Как надо действовать, если электроприбор вдруг загорелся?

 

Повтори!

Дети по очереди повторяют правила пользования бытовыми электроприборами и действия при их загорании: не обязательно дословно, главное – чтобы ребенок запомнил суть этих правил.

 

Выполни правильно!

Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

 

Выполни дома!

Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем).

 

Занятие 2. Вода и водопровод

 

Вспомни и подумай!

Сегодня мы будем говорить о воде и водопроводе в квартире.

  • Нужна ли вода, чтобы приготовить еду? Обед? Чай? Компот?
  • Когда обед закончен, что нужно сделать с посудой? Без чего при этом нельзя обойтись?
  • Что есть в доме, чтобы люди могли вымыть руки, помыться?
  • Как вода приходит в квартиру?
  • Как убирают квартиру с помощью воды?
  • Какую машину используют для стирки белья?

 

Прочитай!

Для чего нужна вода в домашнем хозяйстве? Приготовить еду, помыть грязную посуду. Не обойтись без воды и при уборке квартиры. Стиральная машина быстро управится с грязными вещами, сделает их чистыми. Как приятно принять ванну или душ, почистить зубы, вымыть руки (а главное – необходимо для здоровья!). Вода в доме – важный помощник. Однако надо уметь правильно пользоваться водопроводными кранами, быть аккуратным и внимательным, и обязательно экономить воду.

 

Рассмотри и подумай!

Дети рассматривают рисунок ванны, наполненной до краев, вода переливается через край, крана с раковиной (льется вода), стиральной машины.

  • Что нужно сделать, чтобы вода полилась из крана?
  • Если наполняешь ванну водой, можно ли уходить надолго из ванной или из квартиры?
  • Можно ли, уходя из дома, оставлять открытым водопроводный кран?
  • Можно ли включить стиральную машину и уйти из дома?

 

Прочитай!

 

Безопасность без тайн!

Нельзя оставлять открытый кран без присмотра.

Нельзя уходя из дома, оставлять стиральную машину в режиме стирки.

 

Подумай и скажи!

  • Надо ли закрывать окно, если пошёл дождь? (Конечно, да: вода испортит подоконник и пол, а молния при грозе опасна для жизни.)

 

Прочитай!

 

Всегда поступаю так!

Узнаю заранее, где перекрывается вода в квартире.

Уходя из дома, всегда проверяю, закрыты ли краны.

Закрываю окно, если пошёл дождь.

Если случилась авария с водопроводом:

перекрою общий кран;

вытру воду и соберу её тряпкой в ведро;

если поток воды не останавливается, позову взрослых, позвоню в службу спасения 01 или 112.

 

Подумай и скажи!

  • Что может случиться, если вода зальет пол в квартире?
  • Если воду перекроют надолго для ремонта, какие трудности ждут тебя и твоих родителей?

 

Повтори!

Дети по очереди повторяют: правила пользования водопроводными кранами и стиральной машиной; как будут действовать при аварии: не обязательно дословно, главное – чтобы каждый запомнил суть этих правил.

 

Выполни правильно!

Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

 

Выполни дома!

Задание на дом:

рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем);

поговорить с родителями о том, сколько стоит вода, дорого ли обходится ремонт в случае аварии водопровода и канализации.

 

Занятие 3. Газовые приборы

 

Вспомни и подумай!

Сегодня мы будем говорить об использовании газа в квартире, о бытовых газовых приборах.

  • Какие бывают плиты, на которых готовят еду?
  • Иногда в квартирах бывают газовые водонагреватели. Для чего они нужны?
  • Что нужно, чтобы зажечь газовые приборы?
  • Чем опасен огонь?
  • Приходилось ли тебе когда-нибудь чувствовать запах газа?
  • Можно ли пользоваться плитой, если в доме есть запах газа?

 

Прочитай!

Для нагрева воды в домах бывают газовые колонки – водонагреватели. Во многих квартирах на кухне стоят не электрические, а газовые плиты. Для того чтобы приготовить еду надо включить газ и зажечь огонь. Бытовой газ имеет специфический запах. Наверное, тебе хоть раз, но приходилось его почувствовать. Вспомни, может быть, взрослые говорили: «Ой, что-то газом пахнет». Запаха газа в квартире быть не должно. Если ты или твои родственники, его почувствовали, надо насторожиться и принять меры. Утечка газа может привести к взрыву и пожару, отравлению людей и домашних животных.

 

Рассмотри и подумай!

Дети рассматривают рисунок газовой плиты, газового водонагревателя, горящей конфорки, спичек, пьезозажигалки.

  • Как называются газовые приборы?
  • Чем зажигают конфорку?
  • К чему может привести утечка газа?
  • Опасно ли это для жизни людей и животных?

 

Прочитай!

 

Безопасность без тайн!

Нельзя оставлять газовую плиту с включённой конфоркой без присмотра.

При утечке газа нельзя: зажигать спички, пользоваться зажигалкой; включать электроприборы; пользоваться электрическим дверным звонком.

 

Подумай и скажи!

  • Можно ли зажечь огонь в конфорке и уйти из дома?
  • Что нельзя делать, если почувствовал запах газа?

 

Прочитай!

 

Всегда поступаю так!

Узнаю заранее, где находится кран подачи газа в квартиру.

При утечке газа позову взрослых, если их не будет рядом, начну действовать самостоятельно:

1) перекрою кран подачи газа в квартиру;

2) открою окна и проветрю квартиру;

3) не буду зажигать огонь;

4) выйду из квартиры во двор или к соседям;

5) позвоню родителям и в службу спасения 01 или 112.

 

Подумай и скажи!

  • Знаешь ли ты, где находится кран подачи газа в квартиру? Можно ли его крутить без ведома взрослых? (Нет, нельзя. Только в крайнем случае, если почувствую сильный запах газа, а дома никого нет.)
  • Помнишь ли ты телефон службы спасения?

 

Повтори!

Дети по очереди повторяют: правила пользования газовыми приборами; как будут действовать при аварии: не обязательно дословно, главное – чтобы каждый запомнил суть этих правил.

 

Выполни правильно!

Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

 

Выполни дома!

Задание на дом:

рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем);

попросить родителей показать, где находится кран подачи газа в квартиру.

 

Занятие 4. Острые, колющие и режущие предметы

 

Вспомни и подумай!

Сегодня мы будем говорить об острых, колющих и режущих предметах, которыми люди часто пользуются дома.

  • Чем мама или папа пользуются, когда нужно что-то резать при приготовлении еды?
  • Чем пользуется мама, когда шьет?
  • Есть ли у вас дома какие-либо инструменты: пила, шило, отвертка или что-то подобное?
  • Чем часто пользуешься ты, если нужно что-то разрезать или вырезать?
  • Какие это предметы? Чем они опасны?

 

Прочитай!

Если в доме нужно что-то починить, мальчики, наверное, помогают папе или дедушке. Какие инструменты при этом используются? Самые разные, среди них – отвёртка, пила, острый нож, шило. Девочки увлекаются рукоделием: шьют и вяжут для себя и для своих кукол. А значит, умеют обращаться с иголкой, ножницами, вязальными спицами. Для приготовления еды, за завтраком, обедом и ужином необходимы ножи и вилки. Без всех этих предметов в хозяйстве не обойтись, но пользоваться ими нужно с особой осторожностью. Как ты думаешь, почему?

 

Рассмотри и подумай!

Дети рассматривают рисунок ящика с инструментами, пилы, шила, набора столовых ножей, набора для рукоделия (нитки с иголками, ножницы), вязальных спиц.

  • Что может случиться, если оставить ножницы или спицы на диване?
  • Можно ли играть с ножом или ножницами?
  • Можно ли размахивать ножом и вилкой за столом?
  • Что может случиться, если резать ножом неаккуратно и в неположенном месте?

 

Прочитай!

 

Безопасность без тайн!

Нельзя передавать другому человеку ножницы и нож острым концом вперёд.

Нельзя разбрасывать острые предметы по квартире.

Нельзя резать хлеб или яблоко ножом навесу. Это можно делать только на столе на специальной доске.

 

Подумай и скажи!

  • Что может случиться, если ты будешь передавать другому человеку нож или ножницы острым концом вперед?
  • Как нужно пользоваться острым ножом при разрезании хлеба или яблока?
  • Где должны храниться различные острые предметы?

 

 

Прочитай!

 

Всегда поступаю так!

Острые, колющие и режущие предметы всегда кладу на место:

ножи – в подставку для ножей;

инструменты – в ящик для инструментов;

ножницы, карандаши – в подставку для канцтоваров;

иголки, спицы, булавки – в корзинку или коробочку для рукоделия.

 

Повтори!

Дети по очереди повторяют: правила пользования острыми и режущими предметами; как будут действовать при их использовании, где хранить: не обязательно дословно, главное – чтобы каждый запомнил суть этих правил.

 

Выполни правильно!

Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

 

Выполни дома!

Задание на дом:

рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем);

попросить родителей показать, куда нужно складывать все острые и режущие предметы, которые есть дома.

 

 

Список литературы

1. Акимова JI.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, П. П. Тиссен. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 188 с. 1

2. Артюхова И.С. Тексты для обсуждения с первоклассниками при изучении тем курса «Азбука безопасной и здоровой жизни» // Начальное образование. – 2018. – Том 6. – № 1 (https://doi.org/10.12737/article_5a965ce9e5bb14.67502890)

3. Артюхова И.С. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 79–87. — ISBN 978-5-9500768-1-7.

4. Артюхова И.С. Содержание и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового об-раза жизни (во внеурочной деятельности) //Журнал педагогических исследований. – 2017. – Том 2. – № 5.

5. Артюхова, И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников [Текст] / И. С. Артюхова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 80 с.: ил. 2

6. Артюхова, И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников [Текст] / И. С. Артюхова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 80 с.: ил. 3

7. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Кол. авторов ; под ред. д-ра техн. наук, проф. А. И. Сидорова. – М. : КНОРУС, 2007. – 496 с. 4

8. Безопасность жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни: опасности в квартире, на улице, поведение на транспорте: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т. Е. Трифонова. – М.: РХТУ им. Менделеева, 2011. – 68 с. 5

9. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. [Текст] / Под ред. Михайлова Л. А. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с. 6

10. Виноградова, Н.Ф.: Окружающий мир. 1-4 классы. Программа. ФГОС (+CD) [Текст] / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015 (Серия «Начальная школа XXI в.). – 192 с. 7

11. Григорян, P.B. Педагогические условия и механизмы формирования навы-ков безопасного поведения младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Р. В. Григорян. – М.: Университет Российской академии образования, 2008. – 26 с. 8

12. Грохольская, О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности. Монография [Текст] / О. Г. Грохольская. – Одесса, Печатный дом, 2010. – 350 с. 9

13. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] – //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166-176 10

14. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / А. И. Лобачев. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 52-57. 11

15. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – С. 35.

16. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Учебное пособие [Текст] – / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. – М.: «Русское слово – учебник», 2016. – 48 с. 12

17. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Учебное пособие [Текст] – / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. – М.: «Русское слово – учебник», 2016. – 72 с. 13

18. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Учебное пособие [Текст] – / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. – М.: «Русское слово – учебник», 2016. – 80 с. 14

19. Савицкая Н.В. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе [Текст] // Педагогическое образование России. – 2011. – № 3. – С. 244-248.

Войти или Создать
* Забыли пароль?