Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В связи с повышением прагматической значимости владения иностранными языками в жизнь вуза все активнее входят новые методы обучения, особенностью которых является организация интерактивного взаимодействия студентов друг с другом. Статья имеет практическую направленность и ставит целью ознакомить читателя с педагогической технологией дебатов, которая позволяет эффективно решать большой комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Организация дебатов – ответственная работа, которая требует определенного уровня профессиональной подготовки преподавателя. Думается, что подробное описание правил ведения «риторического поединка», а также этапов работы по подготовке и проведению дебатов позволит преподавателям применять данную технологию, чтобы помочь студентам овладеть мастерством устной речи и умением управлять общением.
образовательные технологии, личностно ориентированный подход, интерактивная стратегия, метод проектов, дебаты, компетенции, навыки публичных выступлений.
В концепции развития образования РФ до 2020 г. одной из приоритетных задач является обеспечение компетентностного подхода [11], который рассматривается как механизм, который позволит обучающимся учебных заведений овладеть компетенциями, сформулированными в государственных образовательных стандартах нового поколения, включающими не только академические знания, но и практические умения. К основным компетенциям можно отнести такие, как умение согласовывать свои действия с действиями партнера и совместно решать задачи для достижения согласованных целей; умение развивать свои способности до уровня современных требований. Таким образом, как отмечает И.А. Зимняя, практическая направленность компетентностного подхода усиливает собственно практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект [3, с. 12]. Следует отметить, что компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов непосредственно связан с личностно ориентированным подходом, т.е. «перечни ключевых компетенций специалистов выстраиваются в соответствии с видами деятельности» [13], при овладении которыми социальный опыт студента превращается в его личный опыт. Это позволяет развивать не только профессиональные, но и личностные качества студентов. В основе личностно ориентированного подхода лежит интерактивное педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: преподавателей со студентами и студентов между собой. «Это взаимодействие предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация > формирование нового опыта > его осмысление через применение > рефлексия. Интерактивное обучение предполагает обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества» [9, c. 9]. С.Б. Ступина характеризует интерактивное обучение как «обучение, построенное на взаимодействии
учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [12, с. 17]. И далее: «Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения» [12, с. 17].
1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2010. — № 5.
2. Еемерен Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки [Текст] / Ф. Еемерен, Р. Гроотендорст. — СПб.: Васильевский остров, 1992. — 208 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
4. Каржанова Н.В. особенности формирования межкультурной компетенции при обучении иностранным языкам [Текст] / Н.В. Каржанова // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом. Ч. 3. Филология, лингвистика, современные иностранные языки, психология, социология и социальная работа, история и музейное дело. Материалы 2-й международной практической конференции (25–28 февраля 2013 г.) — Пермь: Изд-во ПНИУ, 2013. — С. 122–127.
5. Лытаева М.А. Academic Skills: сущность, модель, практика [Текст] / М.А. Лытаева, Е.В. Талалакина // Вопросы образования. — 2011. — № 4. — С. 178–201.
6. Мильруд Р.П. Компетентность в языковом образовании [Текст] / Р.П. Мильруд // Вестник Тамбов. ун-та. — 2003. — № 2. — С. 101.
7. Москвин В.П. Аргументативная риторика [Текст]: теоретический курс для филологов / В.П. Москвин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 637 с.
8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Панина; под ред. Т.С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
9. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды [Текст] / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 61–65. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23396215_54275948.pdf (дата обращения: 17.03.2018).
10. Салиева Л.К. Вклад профессора Л.В. Минаевой в развитие лингводидактики [Текст] / Л.К. Салиева // Российская пиарология — 4: тренды и драйверы. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та, 2017. — С. 77–81.
11. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. — М.: Мир книги, 2001. — 102 с.
12. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Наука, 2009. — 52 с.
13. Тужба Т.Е. Личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки [Текст] / Т.Е. Тужба // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22507 (дата обращения: 07.03.2018).
14. Чаплина Е.И. Стратегия преодоления психологических барьеров у студентов при изучении иностранного языка [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.И. Чаплина. — М., 2006.