Минск, Беларусь
Предлагается новый взгляд на информационную структуру человека. В этой связи характеризуются функции таких понятий, как индивид, личность, психика, сознание, интеллект, разум. Обосновываются перспективы применения предложенной версии информационной структуры личности в плане педагогическом. Предложенная трактовка личности осуществляется в русле концепции персоноцентризма.
информационная структура, индивид, личность, интеллект, разум, педагогика.
Актуальность. Чем определяется актуальность личностного, персоноцентрического подхода в гуманитарных дисциплинах, в частности в педагогике? В общем плане на этот вопрос можно ответить следующим образом: личностное начало в человеке представляет собой колоссальный ресурс познавательного отношения к миру, и если мы сегодня говорим о технологической и социальной конкуренции в связи с неизбежным наступлением эры цифровой экономики, то, очевидно, без личности в ближайшем будущем никак не обойтись. Личностный ресурс представляет собой настолько серьезное конкурентное преимущество, что не замечать его невозможно, чтобы не сказать опрометчиво. Постараемся сформулировать свое отношение к феномену личности. Проблема. Для начала зададимся вопросом: в каких координатах вообще происходит трактовка человека? В произвольных? Или в более-менее объективных? С нашей точки зрения, объективность координат предполагает следующее. Известно, что человек является существом биологическим, социальным, идеологическим и т.д. Если характеризовать природу человека одним словом, можно сказать, что мы — существа информационные. (Под информацией, воспринимаемой человеком, мы будем понимать любое «сообщение», поступившее в психику из внешнего мира. Психика воспринимает информацию и далее адресует ее сознанию. Вне психики и сознания понятий «информация», «управление информацией» для человека не существует, поскольку оно никак не материализуется.) Что бы мы ни говорили о человеке и его достижениях в любых сферах жизни (в области научного познания или просто эмоционального существования), мы в принципе не можем обойтись без двух ключевых понятий: 1) информация и 2) управление информацией. Наше освоение мира — это наше умение получать информацию и управлять ею. На сегодняшний день мы с большой долей уверенности можем утверждать, что человечество обладает двумя типами управления информацией: бессознательным (психическим) и сознательным. Чем руководствуется человек, когда принимает решения: эмоциями или рассудком? Это принципиально важно для понимания природы информационной картины мира и, следовательно, для понимания предназначения человека. «Человек эмоциональный» (назовем его индивид) выстраивает свои отношения с миром бессознательно (при этом рациональное начало, опирающееся на интеллект, может внешне доминировать). Факт и степень участия интеллекта в процессе освоения мира не делает человека существом сознательным (разумным). «Человек разумный» (назовем его личность) начинается там, где возникает сознательное, разумное управление информацией, имеющей отношение, прежде всего, к человеческому измерению (к психике и сознанию). С точки зрения информационной личность понимается как тип управления информацией, где приоритет в выстраивании информационной картины мира отдается сознанию. NB: мы говорим не о психике и сознании как таковых — мы говорим о двух типах управления информацией, противоречиво функционирующих на базе психики и сознания. Эффективность человека как существа информационного заключается в эффективном управлении двумя типами информации, которые дополняют и обогащают друг друга. А теперь с учетом всех сложностей природы человека сформулируем вопрос: с какой «человеческой точки зрения» мы смотрим на себя и на мир: с позиций индивида или личности? Наша картина мира персоноцентрична (не индивидоцентрична, что принципиально). Она опирается на разум (не на интеллект, что принципиально, ибо интеллект часто выступает как инструмент реализации бессознательного отношения). Методология исследования. Для того чтобы мы могли в научном ключе оперировать понятием «информационная структура личности», сказанное нуждается в более глубоком комментарии. В человеке отчетливо выделяются три сферы или три уровня, несводимые один к другому, автономные, несмотря на взаимосвязь: телесное, душевное, сознательное. Тело — душа — сознание (интеллект / разум). Если человека «спроецировать» на плоскость биологии, психологии и сознания, то человек отразится так, что проекции будут верны, но будут противоречить друг другу. На биологическом уровне человек отразится как закрытая система рефлексов, на психологическом — как закрытая система психологических реакций, на сознательно-духовном — как автономный идеальный мир. Человека невозможно верно отразить в плоскости низших, замкнутых на себе психофизиологических измерений; сущность человека в том, что он открыт миру, в том, что он выделился из природы, стал культурным существом. Высшие (культурные) измерения включают в себя низшие (природные) в «снятом» виде. Человек, став существом духовным, остается в чем-то и животным, и растением, и камнем. Человек — един (целостен, по нашей терминологии). Психофизио- логические пласты в человеке просвечивают сквозь
духовное в нем.
1. Текст