Улан-Удэ, Россия
В статье рассмотрен вопрос о преподавании китайского языка в условиях введения новых образовательных стандартов, в частности, с точки зрения достижения возможных метапредметных результатов в процессе обучения. Проведен анализ учебно-методических комплексов, соответствующих новым образовательным стандартам, выявлены особенности каждого из них с позиции целеполагания, содержания и планируемых результатов. Выявлен потенциал китайского языка как второго иностранного в школе, который заключается в возможности эффективного формирования универсальных учебных действий в процессе освоения курса. Сформулирован перечень универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы в процессе изучения китайского языка как второго иностранного, а также уточнен список видов предметной деятельности в соответствии с указанным перечнем УУД.
китайский язык, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
Актуальность
Несмотря на достигнутые результаты в области формирования универсальных учебных действий, многие весьма существенные вопросы остаются вне сферы внимания ученых. К их числу можно отнести проблему формирования УУД в рамках отдельных учебных предметов в основной школе, к числу которых относится и такая дисциплина, как «Иностранный язык». Такой интерес связан с тем, что предмет «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и субъектности учащегося и, в свою очередь, может выступать в роли универсального инструмента обучения, ориентированного на формирование научного мировоззрения, отработку общеучебных навыков работы с информацией, подготовку выпускника к продолжению образования и профессиональной деятельности в современном обществе. Особо стоит подчеркнуть отсутствие работ, рассматривающих проблему формирования УУД в курсе второго иностранного языка. Следствием такого положения дел становится тот факт, что уровень владения отдельными универсальными учебными действиями у школьников невысок: у учащихся возникают проблемы с проведением анализа, синтеза, обобщения, установлением причинно-следственных связей, с формулировкой проблемы, осуществлением операций знаково-символического моделирования, извлечением информации из прочитанного текста, построением логической цепи рассуждений. У многих преобладает репродуктивное мышление, основанное на воспроизведении в своих высказываниях прочитанных текстов, мешающее им создавать собственные оригинальные продукты и выражать свои мысли. Они слабо владеют способами универсальных действий и, как следствие, не способны применять имеющиеся у них опыт и знания в новых или нестандартных ситуациях. Даже на родном языке учащиеся все чаще предпочитают общаться отдельными словами или простыми предложениями, они не умеют последовательно рассуждать или обсуждать проблемы. Это подтверждается результатами диагностирующих срезов, проведенных среди обучающихся 5–6-х классов МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением иностранного языка» г. Иркутска. Такое состояние дел в теории и практике формирования УУД обусловливает наличие следующих противоречий:
• между необходимостью формирования УУД в рамках учебного курса «Второй иностранный язык» и отсутствием должного внимания к этому процессу;
• между существующими возможностями учебного курса «Второй иностранный язык» в плане выполнения задач в области формирования УУД и слабой реализацией этих возможностей на практике.
Проблема
Данные противоречия обусловили постановку проблемы исследования, а именно, вопросу раскрытия потенциала китайского языка как второго иностранного в процессе формирования УУД, в частности, определению перечня универсальных учебных действий для формирования в рамках обучения данному учебному предмету.
Методика исследования
Для изучения теоретических и практических аспектов проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы в процессе изучения китайского как второго иностранного языка были выбраны следующие методы исследования: обзор методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов (ФГОС ООО, ООП, рабочие программы), анализ учебных пособий и методических материалов по курсу «Китайский язык», наблюдение за учебным процессом, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Формирование универсальных учебных действий реализовывается в контексте прохождения разных учебных дисциплин: учебные предметы открывают потенциал в формировании универсальных учебных действий в зависимости от предметного содержания
и способов организации учебной деятельности учащихся [1]. Разработкой программы развития универсальных учебных действий занимаются различные коллективы ученых, каждый из которых дает собственную трактовку этого понятия и приводит собственный перечень УУД.
1. Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / А.Г. Асмолов [и др.] // Психология в модернизации образования. — 2011. — № 1. — С. 104–111.
2. Борисова И.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на основе технологии модульного обучения (в системе основного общего образования) [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.И. Борисова. — Елец, 2016. — 23 с.
3. Ван Луся. Программа курса «Китайский язык 5 класс» для общеобразовательных учреждений [Текст] / Ван Луся, Н.В. Демчева, О.В. Селиверстова. — М.: Астрель, 2015. — 128 с.
4. Донина И.А. Универсальные учебные действия старшего школьника: возрастные особенности и направления развития [Текст] / И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Вестник НовГУ. — 2016. — № 5. — С. 39. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviyastarshego-shkolnika-vozrastnye-osobennosti-i-napravleniyarazvitiya (дата обращения: 10.07.2018).
5. Жарова А.М. Методика формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку) [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.М. Жарова. — Нижний Новгород, 2013. — 15 с.
6. Кондакова А.М. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
7. Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.С. Котлярова. — Омск, 2016. — 10 с.
8. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3. Программа развития универсальных учебных действий // Образовательная система «Школа 2100». — URL: http://www. school2100.ru/upload/osn_programma2/2_Programm (дата обращения: 25.01.2018).
9. Рукодельникова М.Б. Китайский язык: второй иностранный язык: 5–9 классы: программа [Текст] / М.Б. Рукодельникова, О.А. Салазанова, Л.С. Холкина. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 144 с.
10. Сизова А.А. Китайский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Время учить китайский!». 5–9 классы [Текст] / А.А. Сизова. — М.: Просвещение, 2018. — 222 с.