Брянск, Брянская область, Россия
Бендере, Приднестровская Молдавская Республика
Бендере, Приднестровская Молдавская Республика
Описаны принципы и методика создания электронного учебного пособия по дисциплине «Эргономическое проектирование и экспертиза» для подготовки бакалавров по направлению 09.03.02 – Информационные системы и технологии (профиль: информационные системы и технологии в дизайне). Приведены рабочая программа дисциплины и блочно-модульная структура электронного учебного пособия. Даны примеры творческих заданий, особенности организации учебного процесса в электронной среде «Moodle». Освещены позитивные моменты использования балльно-рейтинговой системы контроля качества освоения учебной дисциплины.
эргодизайн, эргономическое проектирование, экспертиза, электронное учебное пособие, балльно-рейтинговая система
Как показано в целом ряде исследований процесс создания электронных информационных ресурсов учебно-методического назначения должен отвечать системе унифицированных психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и дизайнэргономических критериев [1, 2, 6, 8, 14 и др.].
Учебная дисциплина «Эргономическое проектирование и экспертиза» изучается студентами-бакалаврами по направлению 09.03.02 – Информационные системы и технологии (профиль: информационные системы и технологии в дизайне) на 4 курсе, рабочая программа включает 4 модуля и 12 тем (4 зачетные единицы, общий объем дисциплины 144 часа).
Блочно-модульная структура учебной дисциплины предполагает использование балль- но-рейтингового контроля формируемых ком-
петенций [4 ,9, 13].
Структура учебной дисциплины «Эргономическое проектирование и экспертиза» приведена ниже [10, 11, 12].
Рабочая программа «Эргономическое
проектирование и экспертиза»
ВВЕДЕНИЕ
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели и задачи дисциплины.
1.2. Компетенции студента, формируемые в результате учебной дисциплины, и ожидаемые результаты.
1.3. Связь разделов дисциплины с формируемыми компетенциями.
1.4. Методические рекомендации по изуче-
нию дисциплины для бакалавра.
1.5. Блочно-модульная структура дисциплины с использованием балльно-рейтингового контроля.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Модуль 1. Введение в эргодизайн.
Тема 1. Понятийный аппарат дисциплины.
1.1. История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора.
1.2. Ключевые определения, место и междисциплинарный характер эргономики и дизайна в системе научного знания.
Тема 2. Методологические основы эргодизайна.
2.1. Задачи эргодизайна.
2.2. Методы эргономики и дизайна.
Модуль 2.
Тема 3. Психофизический базис операторской деятельности.
3.1. Прием и первичная обработка информации оператором.
3.1.1. Характеристики зрительного анализатора.
3.1.2. Характеристики слухового анализатора.
3.1.3. Тактильные анализаторы.
3.1.4. Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем.
3.2. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы.
3.3. Речевые коммуникации в операторской деятельности.
3.4. Механизмы регуляции деятельности человека.
3.4.1. Внимание.
3.4.2. Личность и личностная регуляция.
3.4.3. Механизмы суггестивно — волевой регуляции.
3.4.4. Эмоции в регуляции деятельности.
Тема 4. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека.
4.1. Антропометрические характеристики.
4.2. Биомеханические характеристики.
4.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция.
Модуль 3. Основы эргономического проектирования и дизайна рабочего места.
Тема 5. Классификация рабочих профессий.
Тема 6. Эргономическая компоновка и дизайн рабочих мест.
6.1. Эргономические требования к проектированию рабочих мест и технических средств деятельности.
6.2. Эргономические требования к рабочему месту.
6.3. Эргономические параметры рабочего места.
6.4. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.
Тема 7. Оптимизация рабочих движений и органов управления.
7.1. Оптимизация рабочих движений.
7.2. Общие требования к органам управления.
7.3. Требования к отдельным видам органов управления.
Тема 8. Методы эргодизайна в оценке удобства и дискомфорта рабочей позы в положении сидя.
8.1. Сравнительная характеристика рабочих положений стоя и сидя.
Тема 9. Методы экспертизы удобства и дискомфорта рабочей позы.
Модуль 4. Эргономическое проектирование и экспертиза.
Тема 10. Эргономические основы проектирования и экспертизы.
10.1. Структура эргономических свойств и показателей систем, изделий и технологий.
10.2. Учет требований эргономики при проектировании и экспертизе.
Тема 11. Дизайн-проектирование рабочего места оператора.
11.1. Основные подходы к проектированию рабочего места оператора.
11.2. Способы представления информации.
11.3. Технические средства отображения информации.
11.4. Дизайн органов управления.
11.5. Эргономические требования к техническим средствам ввода-вывода информации.
Тема 12. Социально-экономическая эффективность эргономического обеспечения.
12.1. Экономическая оценка эргономического обеспечения разработок.
12.2. Проблемы стандартизации и эргономическая экспертиза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В процессе создания электронного учебного пособия были систематизированы и обобщены ключевые отличия, к которым отнесены:
- двусторонняя интеграция с социальными медиаресурсами;
- самопополняемость и самоактуализируемость;
- наличие онлайн-консультаций со специалистами практиками;
- моделирование практической работы; проверка «студент-студент».
Основными признаками электронного учебного пособия являются:
- интеграция в интерактивную среду обучения с использованием возможностей социального окружения;
- совместная с участниками процесса обу-чения генерация новых знаний и самоактуали-
зация; - синхронное изучение материала и реализация навыков в решении реальных задач в сфере эргодизайна [5].
Проведенный анализ позволил выделить основные разделы смарт учебника:
- кейсовые задания;
- теоретический материал;
- открытые образовательные ресурсы;
- результаты выполнения кейсовых заданий студентами (рис. 1).
Электронное учебное пособие должно оснащаться обязательными программными модульными системами: системой рецензирования студентом, она создает рейтинг разделов учебника, по результатам которого выделяются:
- разделы со снижающимся рейтингом (они должны редактироваться);
- разделы с повышающимся рейтингом (они изменяются с учетом комментариев);
- системой комментирования студентом, она создает базу комментариев, которая также влияет на построение рейтинга разделов пособия.
Одной из задач при разработке электронного учебного пособия является интеграция социальных сетей с учебным контентом. Социальные сети позволяют технически реализовать то, в чем нуждается современный студент, а именно: общедоступные социальные инструменты и средства взаимодействия для построения своего собственного информационного пространства. Разработанная технология по интеграции социальных сетей в учебный контент вуза включает: выбор дисциплин и ведущих преподавателей; регистрацию студентов в LMS Moodle; подготовку и размещение преподавателем в социальных сетях индивидуальных заданий; заданий для подгрупп; заданий для общего проекта данной группы.
В процессе создания учебника апробируются экспериментальные задания. Например, задания к тексту модуля 1 включают:
- Найдите дополнительные учебные материалы к тексту модуля 1 в сети Интернет, ссылку представьте преподавателю на рецензирование.
- Найдите существенно новую информацию в Википедии как дополнение к тексту модуля 1, ссылку представьте на рецензирование.
- Оцените текст модуля 1, найдите источник, где аналогичный материал, на ваш взгляд, изложен лучше (доходчиво интересно и наглядно), ссылку представьте на рецензирование.
- Узнайте самую новую информацию к модулю 1, просмотрев (прослушав) консультацию по ссылку в сетевом курсе по дисциплине.
Задания к практикуму к модулю 1 принимают следующий вид:
- Станьте экспертом, оценив отчет другого студента по модулю 1 по указанию преподавателя.
- Создайте (дополните) страничку в Википедии по согласованному с преподавателем учебному вопросу модуля 1, ссылку представьте для рецензирования.
- Обсудите в социальной сети ключевые, наиболее существенные выводы по модулю 1, предложите собственный вариант их формулирования.
- Обобщите и систематизируйте значение изученного материала для практической деятельности в виде короткого ответа.
- После выполнения практических заданий модуля 1 предложите (опишите) ваш собственный вариант сценария их выполнения интерактивной форме.
- Предложите и обсудите идею и (или) сценарий выполнения не менее одного дополнительного упражнения в интерактивной форме для модуля 1 с целью совершенствования учебного процесса по дисциплине.
Студенту предлагаются обобщающие задания по модулю 1:
- Выделите и обобщите значения ключевых определений по модулю
- Кратко сформулируйте, какие умения и навыки получены после изучения модуля 1.
3. Ответьте, как полученные умения и навыки способствуют формированию необходимых вам профессиональных компетенций.
На первом занятии доводятся цели и порядок обучений в социальных сетях, перед обучаемыми ставится задача завести аккаунты в Google и ВКонтакте и перечисляются основные работы. Студент в процессе работы: регистрируется в социальной сети; заводит электронный ящик на Google; входит в группу, созданную преподавателем в социальной сети «ВКонтакте»; выкладывает в Google Docs отчет по индивидуальному заданию и присылает преподавателю ссылку на этот файл (ссылка доступна всем членам группы); оценивает 2 отчета других студентов по критериям, представленным преподавателем, и выкладывает свою оценку в Google Docs; участвует в разработке проекта подгруппы, отчет также выкладывает в Google Docs; оценивает в составе подгруппы и обсуждает проект другой подгруппы, при этом совместная оценка публикуется в Google Docs; участвует в создании группового проекта, отчет размещается в локальной Википедии, где видно участие каждого студента в создании совместного проекта; работает в социальных сетях одновременно с изучением дисциплины в LMS Moodle.
В ходе изучения дисциплины студент выполняет индивидуальные задания, примерная тематика приведена ниже:
- Опишите порядок проведения эргономического исследования;
- Составьте структурно-логическую схему науки «Эргономика»;
- Проанализируйте известную вам марку мультиварки на предмет соответствия эргономике товаров широкого потребления; какими новыми потребительскими качествами обладает данный образец?
- Представьте, что вы проектируете робота для оказания помощи престарелым лицам; проанализируйте, какие эргономические функции робота будут наиболее востребованы.
К итоговому контролю по всей дисциплине студент выполняет экспериментальные задания по всемй дисциплине, содержание которых приведено ниже:
1. Оцените содержание всего учебного пособия, используя 5-балльную шкалу по: сложности; доступности; наглядности.
2. Напишите краткий отзыв на содержание пособия. Отчет представьте для обсуждения на форуме.
3. Подготовьте и отправьте запрос авторам по учебному содержанию всего пособия, в котором вы не смогли найти ответ на интересующий вас вопрос по актуальной проблеме в области эргономики, рассматриваемой в тексте пособия.
4. Ознакомьтесь с дополнительными материалами по дисциплине, используя имеющиеся ссылки в тексте пособия.
5. Выскажите собственное мнение в форуме по ключевым положениям дисциплины «Эргономика».
6. Представьте материалы собственного исследования по теме, указанной преподавателем. Отчет представьте для обсуждения на форуме.
7. Примите участие в работе группы по разработке коллективного проекта (тему указывает преподаватель). Коллективный отчет выставьте для обсуждения на форуме.
8. Найдите противоположные, взаимоисключающие точки зрения на актуальную проблему в области эргономики, указанную в индивидуальном задании. Краткий, обобщенный отчет выставьте для обсуждения на форуме.
9. Найдите как минимум две сходные, незначительно отличающиеся точки зрения на актуальную проблему в области эргономики, указанную в индивидуальном задании. Краткий, обобщенный отчет выставьте для обсуждения на форуме.
10. Составьте описание проблемной ситуации, требующей знания в области эргономики. Текст ситуации выставьте для обсуждения на форуме.
Наиболее перспективной моделью организации учебного процесса является диффузия дистанционных образовательных технологий во все формы обучения в вузе. В этом случае сохраняются общие принципы построения учебного процесса. При этом определенную долю дисциплины студенты осваивают в традиционных формах обучения, другую часть дисциплины – по технологиям сетевого обучения. Соотношение долей определяется готовностью к подобному построению учебного процесса образовательного учреждения. По мере внедрения дистанционных образовательных технологий резко повышаются требования к качеству учебных материалов и обеспеченности учебных занятий и аттестаций электронным образовательным контентом. Без специальной подготовки преподавателей создать такой контент невозможно.
В течении 2017-2018 учебного года был организован цикл практических занятий для преподавателей по изучению LMS Moodle и конструированию электронных образовательных ресурсов. В среде LMS Moodle были определены роли работы с электронными дисциплинами: 1) заведующие кафедрами (основные функции: назначение для дисциплин своей кафедры преподавателей в роли разработчиков и в роли тьюторов; мониторинг соответствия содержания электронных дисциплин кафедры УМК соответствующих дисциплин); 2) преподаватели-разработчики (основные функции: наполнение электронной дисциплины, редактирование ресурсов и элементов дисциплины, зачисление на курс преподавателей тьюторов, студентов, организация обучения студентов с использованием данной дисциплины); 3) преподаватели-тьюторы (основные функции: организация обучения студентов с использованием данной дисциплины, консультирование, просмотр действий обучающихся, оценивание учащихся, аналитическая работа с журналом оценок).
В процессе обучения необходимо приобрести навыки работы с инструментом LMS для формирования электронных ресурсов дисциплины: создания тестовой базы своего электронного образовательного ресурса и освоения приемов администрирования (подписать студентов на курс, получить статистику обучения, проектировать блок формирования компетенций, апробировать интеграцию с сервисами социальных сетей и освоить технику интерактивного дистанционного обучения).
В рамках освоения дисциплины апробируется автоматизированная балльно-рейтинговая система (БРС), основными задачами которой являются [6, 8, 13]:
- повышение качества учебного процесса через привитие навыков и умения системной, ритмичной самостоятельной работы в течение всего периода обучения;
- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ, более высокой дифференциации оценки их текущей учебной работы, а также в повышении уровня организации образовательного процесса в вузе;
- создание системы управления качеством образования, позволяющей на основе анализа показателей успеваемости студентов оперативно оптимизировать организацию самостоятельной работы студентов, современно устранять недостатки в усвоении и закреплении ими программного материала;
- получение объективной и более точной оценки знаний и уровня профессиональной подготовки студентов в процессе обучения.
Оценка успеваемости студентов в рамках БРС осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля. Текущий контроль – осуществляется в ходе учебных (аудиторных или самостоятельных) занятий. Формами текущего контроля могут быть тематические тесты, опросы на семинарах, практических и лабораторных занятиях.
Рубежный контроль – осуществляется по самостоятельным учебным модулям курса и проводится по окончании изучения материала модуля. В течении изучения дисциплины проводится не менее трех контрольных мероприятий по графику. Каждое из мероприятий является микроэкзаменом по материалу дисциплины, и проводится в виде рубежного тестового контроля. В качестве форм рубежного контроля можно использовать контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий.
Итоговый контроль – это экзамен по окончанию изучения курса и/или зачет по дисциплине (курсу) в целом. Форма проведения промежуточных аттестаций за каждый модуль определяется кафедрой по дисциплине до начала нового учебного года.
Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.
Конкретное закрепление количества набираемых баллов за определенными темами и видами работ устанавливает в рабочей программе на своем заседании предметно-методическая комиссия, отвечающая за данную дисциплину. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине равна 100. Максимальная сумма баллов, набранная студентом к моменту проведения аттестации должна быть не более 70. Количество баллов, выносимых за самостоятельное индивидуальное задание, - не более 30 баллов. Конкретное значение оценки индивидуального задания и его критерии определяются кафедрой.
Заключение
В материалах статьи освещены основные подходы к созданию электронного учебного пособия и разработке его основных разделов, приведены примеры экспериментальных.
Позитивными элементами внедрения в учебный процесс электронного учебного пособия являются:
- повышение качества электронного обучения;
- построение индивидуальных образовательных траекторий;
совмещение индивидуальных и групповых форм работы, что способствует большей степени понимания и усвоения материала.
1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков- М. : Фиринз, 2003, - 616с.
2. Днепровская Н. В. Уровни управления знаниями при разработке экстренных курсов / Н.В. Днепровская, И.Б. Шевцова // Открытое образование, - 2017 — т21 - №1 — С.20-26
3. Котенко К. А. Проблемы оценки влияния реализации эргономических требований на экономическую эффективность функционирования человеко-машинных комплексов / К. А. Котенко, В.В. Спасенников // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №4 (451). С. 149-163
4. Кузнецов А.Б. Требования и принципы построения содержания электронного учебника / А.Б. Кузнецов, В.Н. Худяков // Современная высшая школа: Инновационный аспект — 2016 — Т8 - №2 (22) — С.70-77
5. Минеев Н.С. Электронный учебник — Современное средство обучения студентов / Н.С. Минеев // Ярославский педагогический вестник — 2012 — Т2 - №2- С.221-224
6. Подымов В.Н. Система модульного обучения и балльно-рейтинговая система: Сравнительный анализ // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2003 - №2 (17). - С.111-126
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе оборудования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272с.
8. Овчинникова К.Р. Дидактическое проектирование Электронного учебника в высшей школе: Теория и прак-тика / К.Р. Овчинникова. - М.: Юрайт, 2017. - 163с
9. Окулова Х.П. Эргономические анкеты проектирования электронного учебника / Х.П. Окулова // Almamater (Вестник высшей школы) 2012 - №2 — С.94-96
10. Спасенников В.В. Междисциплинарные связи ин-женерной педагогики и инновационного менеджмента в развитии технического мышления студентов / В.В. Спа-сенников, Д.В. Якименко // Вестник Костромского госу-дарственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013 — Т. 19. - №1 — С.195-202
11. Спасенников В.В. Методы педагогической психо-логии и эргономики в компьютерной дидактике и контроле знаний студентов / В.В. Спасенников // В сборнике: Закономерности воздействия технических устройств и человека в технических и антропогенно-измененных системах (Материалы международной научно-практической конференции.) 2016. - С.65-86
12. Спасенников В.В. Значение инженерной педагогики и эргономики как отраслей научного знания в подготовке высококвалифицированных кадров / В.В. Спасенников, Г.Ф. Голубева // Научно — методический электронный журнал Концепт. 2016.- №6 — С.38-46
13. Федосеев А.В. Эффективный электронный учебник / А.В. Федосеев // Открытое образование — 2014 - №5 (106) — С.102-108
14. Филемоненкова Т.Н. Анализ современных средств создания электронных учебников / Т.Н. Филемоненкова // Проблемы современного педагогического образования — 2015. - № 46-2. - С.316-323