Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с обучающимся, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний обучающегося в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.
нравственность; гуманистические и духовные ценности.
Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции определенных ценностей, норм, традиций, знании, но и с «эффектом» включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с уже сложившимися. «Культурен тот, – пишет В.В. Розанов, – кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем укладе жизни» [6, c. 29]. Многообразие чувств и богатство суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми и культурами, обычаями и традициями, странами и эпохами. Находясь в поле такого «культурного напряжения», он учится самоопределению, выработке жизненной позиции, терпимости к иному мнению.
Человек, отличающийся широтой культурных контактов, как правило, испытывает довлетворенность жизнью, культура помогает почувствовать целостность своей личности, что некоторыми исследователями связывается с ощущением счастья. Приобщение к культуре дает возможность ощутить полноту бытия, познать себя через другого человека. Искусство, являющееся «верхним слоем» культуры, входит в сферу общения людей, дополняя «реальное общение реальных индивидов». Сфера реального общения, при всей ее действенности, ограничена у каждого человека эмпирически, сфера художественного общения безгранична, поэтому «когда мы используем искусство в этом его прямом назначении, то величайшие ценности культуры, которые им наполнены, становятся ценностями каждого... становятся его позицией» [3, c. 21].
Культурологический подход к воспитанию заключается в особой организации и качестве взаимодействия педагога и студента, отличающегося глубиной общения, культурными смыслами и ценностной насыщенностью его содержания. Он реализуется, как правило, в диалоге культур.
Образы культуры в аксиологическом аспекте предстают как ценности, а образы культуры и искусства классического – как система гуманистических и духовных ценностей. Под гуманистическими ценностями мы понимаем определенный круг ценностей, основанных на ценностях христианства и имеющих общечеловеческую значимость.
Культура есть особая форма духовности. Абсолютные (духовные) ценности бытия (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота) опосредованы позицией художника, поэтому ценностный потенциал знаний в значительной степени зависит от определимого «набора» имен; в этом смысле классическое искусство беспроигрышно. Глубочайшая ценность традиционной европейской культуры, по мнению М.К. Мамардашвили, заключается в ясном сознании: все, что происходит в мире, зависит от твоих личных усилий [5, c. 130]. Помочь не «растерять» эту «сопричастность миру», заложенную в ткань художественного произведения, предстоит педагогу, однако содержание образования является первичным относительно позиции учителя. В.А. Сухомлинский писал, что педагог сначала должен делить, что он должен передать обучающимся, а потом подумать над тем, как делать [7, c. 25]. На современном этапе наше общество пришло к пониманию того, что морально-духовное становление и культурное развитие России немыслимо вне традиций, вне обобщения накопленного опыта, вне использованиявысших достижений предыдущих поколений. В связи с этим мы считаем, что целесообразно опереться на позитивный прошлый опыт, заложенный в православии и которому следуют многие люди как у нас в стране, так и в ряде зарубежных стран. Эти нормы доказали свою жизненность многовековым опытом. Сегодня человечество не выработало такие нравственные нормы, идеалы, которые были бы выше и гуманнее, чем в православии. Православные нравственные нормы – это многовековой опыт огромного количества людей всего православного мира, тысячелетний опыт России. Поэтому православные нравственные нормы на сегодняшний день мы рассматриваем как исходные, базовые для русского человека, на основе которых целесообразно осуществлять нравственное воспитание детей.
1. Беляев В.И. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в православной культуре: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во «АПН СССР», 1956.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1982.
4. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1992.
6. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. – М.: Библиотека «Вехи», 1990.
7. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – 2-е изд. – М.: Советская Россия, 1981.
8. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии // Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической деятельности. – Ч. 1. – М.: Изд-во УРАО, 2002.