Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Раскрыты закономерности эффективного личностного развития учащихся основной школы как фактора формирования психологической и функциональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности и преемственному продолжению обучения в системе среднего профессионального образования. Представлены личностные характеристики нового поколения учащихся основной школы. Показаны закономерности становления персонализации школьников как главного показателя становления личности. Даются рекомендации по формированию мотивированности школьников к продолжению обучения в системе среднего профессионального образования. Рекомендованы задания для практической работы обучающихся на уроках «Технологии».
акмеологические ценности, персонализация, «поколение Z», обучение «Технологии», преемственность образования, личностные ценности технологического образования в основной школе, универсальные компетенции.
Современному российскому народному хозяйству требуются труженики — личности, способные эффективно поддерживать и реализовывать человеческий фактор производства как условие для повышения производительности и качества труда. Это общемировая тенденция. Недостаточно овладеть какой-либо технологией, необходимо, в частности, уметь грамотно выстраивать производственные отношения на основе гуманистических принципов. В основной школе изучается множество учебных предметов, но среди них именно «Технология» наиболее полно соответствует формированию личности современного труженика. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) по «Технологии» наряду с предметными и метапредметными результатами обучения представлены личностные, предлагаемые для освоения обучающимися. Их достаточно много, и педагоги не всегда обращают на них должное внимание: по субъективным причинам — из-за недопонимания важности гуманизации учебного процесса или неумения найти время и средства для реализации этого требования ФГОС ООО. Достижение личностных результатов обучения может активизировать процесс персонализации школьников: «Персонализация — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности» [11]. Важно отметить, что личностные особенности современных подростков во многом согласуются с требованиями ФГОС ООО относительно личностного развития. При условии реализации этих особенностей в контексте образовательного процесса на уроках «Технологии» задача личностного развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО становится вполне реальной. Необходимо отметить и еще одну важную с государственной точки зрения задачу формирования у подростков в основной школе мотивированности к дальнейшему получению образования как в учреждениях высшего, так и в системе среднего профессионального образования. Последнее очень важно, поскольку специалисты среднего звена играют важную роль в производственной деятельности. Многие личностные особенности современных подростков ориентируют их в направлении продолжения обучения в колледжах. Согласуя их с требованиями ФГОС СПО к личностным результатам обучения в основной школе, можно выстраивать индивидуальные образовательные траектории школьников, направляя их на продолжение обучения в колледжах с явной пользой для становления и развития личности.
1. Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование в контексте стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2015. — Т. 3. — № 6. — С. 46–50.
2. Бычков А.В. Человеческий фактор в основном общем и дополнительном образовании (на примере технологического образования. — М.: АБВ-ИЗ-ДАТ, 2016. — 88 с.
3. Бычков А.В. Стандарты преемственности: школа — колледж // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 18–24.
4. Бычков А.В. Современное технологическое образование в школе: каким ему быть. Развивающая преемственность уроков технологии в школе // Педагогика. — 2018. — № 6. — С. 60–69.
5. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. — М.: Наука, 2006. — 221 с.
6. Основные характеристики ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Состав универсальных компетенций [Электронный ресурс] center — prof 38.ru (дата обращения 09.08.2018).
7. Stillman D., Stillman J. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. HarperBasiness, an imprint of HarperCollins Publishers, 2017.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
9. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос. — 2004. — 296 с.
10. Психология и психиатрия [Электронный ресурс]. — URL: psihomed.com/ (дата обращения: 06.08.2018).
11. Персонализация [Электронный ресурс] // Мир психологии. — URL: www.persev.ru/personalizaciya/ (дата обращения: 06.08.2018).
12. Акмеологическиие ценности [Электронный ресурс] // Национальная педагогическая энциклопедия. — URL: http://didacts.ru/termin/akmeologicheskie-cennosti.html/ (дата обращения: 08.08.2018).