РЕЙТИНГОВЫЕ БАЛЛЫ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отмечено существенное отличие академических оценок по балльной содержательности в вузах РФ, использующих балльно-рейтинговую систему. Подчеркивается, что готовность вузов к функционированию в рамках балльно-рейтинговой системы зависит от уровня внедрения рейтинговых технологий в формирование итоговой оценки по дисциплинам.

Ключевые слова:
балльно-рейтинговая система, рейтинг учебных достижений, академическая оценка.
Текст

Переход к балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений стал одним из направлений модернизации российского высшего образования в рамках Болонского процесса. В настоящее время такие системы используются во многих вузах Российской Федерации, причем в некоторых из них на протяжении довольно длительного времени [6]. Благодаря их использованию реализуются механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизируется учебная работа студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью. «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества подготовки специалистов» является одним из основных документов системы менеджмента качества в вузе. Попытки создания многобалльной системы оценки, совместимой с 7-ступенчатой шкалой ECTS (A-B-C-D-E-Fx-F), были впервые предприняты с разрешения Министерства образования и науки РФ в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), начиная с 2002/03 учебного года. Результаты анализа эксперимента по внедрению 7-балльной
оценки, проведенного в ННГУ, подробно изложены в работе В.А. Блонина [2]. Преподавателями ННГУ было высказано мнение о том, что введение 7-балльной шкалы слабо связано с интеграцией российского высшего образования в общеевропейскую систему. В качестве преимущества 7-балльной оценки отмечено, что она более объективна и адекватна. Анализ использования 100-балльной системы оценки в 14 государственных университетах России впервые проведен в работе В.А. Белобородова, А.П. Фролова и Е.А. Кельчевской [1]. В представленной статье эти данные существенно дополнены сведениями из других, особенно медицинских, вузов. В таблице приведены критерии перевода рейтинговых баллов (по 100-балльной шкале) в академическую оценку, принятые в вузах РФ на основании действующих в них положений о балльно-рейтинговой системе (БРС). Заметно существенное отличие академических оценок по балльной содержательности. Нижний порог успешности освоения дисциплины имеет значения от 33 до 60 баллов. Нижняя граница оценки «отлично» находится в пределах 85–90 баллов, оценки «хорошо» — 65–77. В тех случаях, когда учебное заведение не различает уровни Fx и F, применяется только одна оценка F. В работе В.А. Белобородова и др. [1] отмечено, что соотношения баллов за текущую работу и экзамен (зачет) в разных вузах также различаются. Наиболее часто встречающиеся соотношения 60/40, 70/30. Расхождение в границах оценок ставит вопрос о взаимном признании оценок и академической мобильности студентов даже в пределах РФ.

Список литературы

1. Белобородов В.А., Фролов А.П., Кельчевская Е.А. Особенности рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в вузах России // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — Иркутск: Иркутский гос.мед.ун-т, 2015. — Вып.4. — С. 39–44.

2. Блонин В.А. Новая система экзаменационных оценок: первые результаты и выводы // Вестник ННГУ. — 2003. — Вып. 1(4). — С. 72–82. — (Инновации в образовании).

3. Ebel R.L. Measuring educational achievement. — Prentice-Hall Inc., Englewood Cliff s, New Jersey, 1965. — 481 p.

4. Контроль знаний в высшей медицинской школе: учеб. пособие / сост. Г.В. Безродная, Д.А. Севастьянов, Л.Ф. Власова, Т.А. Шпикс. — Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007. — 125 с

5. Латышев О.А. Системный подход к составлению и использованию клинических ситуационных задач как форма обучения и контроля в профессиональной подготовке врача: метод. пособие для преподавателей клинических кафедр. — Ярославль: Аверс Плюс, 2007. — 64 с.

6. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С. 28–39.

7. Черная Н.Л., Иванова И.В. Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов на клинической кафедре высшей медицинской школы: метод. пособие. — Ярославль: Аверс Плюс, 2009. — 40 с.

8. Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения. — М.: Изд.центр АПО, 2001. — 57 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?