ОЦЕНКА РАБОТНИКОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются основные методические подходы к формированию и реализации на предприятиях сервиса комплексной системы оценки персонала. Определяется место и значение оценки эффективности труда работников в общей системе управления персоналом и всего предприятия в целом. Особое внимание в статье уделяется важнейшим принципам и методам оценки персонала, вопросам организации процедуры оценки работников, развития современных форм и мотивации персонала к получению новых знаний и навыков. Рассматриваются проблемы регулирования самооценки работников, влияния внешних и внутренних факторов на объективную оценку персонала, автоматизации процедуры оценки наемных работников. Особое внимание уделяется развитию нетрадиционных методов оценки персонала в современных условиях, совершенствованию подготовки и воспитания специалистов в области оценки персонала.

Ключевые слова:
профессиональные компетенции работников сферы сервиса, оценка и ротация персонала, ключевые показатели эффективности, бенчмаркинг, стаффинг, самооценка и стрессоустойчивость, интегрированная кадровая служба, автоматизация оценки персонала
Текст

В последние годы становится актуальным повышение качества используемого трудового потенциала в сфере сервиса. Человеческий капитал всегда был одним из основных факторов ускоренного развития производства и сферы обслуживания населения.

Сегодня на большинстве российских предприятиях сферы сервиса складывается довольно сложная и противоречивая ситуация, в условиях существенно возрастающей внешней конкуренции сужаются выгодные рынки сбыта, растут требования к качеству продукции и снижению себестоимости производства.

Высокое качество оказания услуг может обеспечить только высокотехнологическое оборудование и квалифицированная рабочая сила. В настоящее время многие предприятия решают сложную проблему, как с учетом минимизации финансовых расходов обеспечить развитие трудового потенциала, рост профессиональной квалификации работников, повышение эффективности их труда. Решение этой задачи может быть во многом обеспечено совершенствованием системы оценки персонала, суть которой состоит в точечном выявлении болевых точек кадрового состава предприятия, формировании приоритетных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации отдельных профессионально-квалификационных групп работников. 

В связи с этим оценка персонала является важнейшим элементом кадровой политики на предприятиях сферы услуг. При этом в большинстве случаев оценку персонала в современной научной и учебной литературе воспринимают как элемент оценки самого наемного работника (включая менеджеров, руководителей среднего и высшего звена и т.д.). Часто используемые и широко распространенные методы оценки работников обычно сводятся или к оценке вновь нанимаемых рабочих и специалистов, или же к их периодической аттестации в процессе трудовой деятельности, что в современных условиях явно недостаточно. Речь должна идти о комплексной оценке кадрового потенциала предприятия или организации, включающей более широкие представления об эффективности использования каждого работника. Оценку персонала следует производить в обязательной увязке с периодически проводимой аттестацией рабочих мест, применением на предприятии новейших форм и методов научной организации и нормирования труда, использования современных механизмов мотивации эффективной деятельности и т.д.

Список литературы

1. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2013.

2. Управление инновациями в кадровой работе / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012.

3. Петрова Ю.А., Спиридонова Е.Б. 10 критериев оценки персонала. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2013.

4. Хруцкий В.Е., Толмачев Л.А. Оценка персонала. Критика теории и практика применения системы сбалансированных показателей. – М.: Финансы и статистика, 2009.

5. Иванов А.В., Шимутина Е.Н. Деловое администрирование. – М.: АПК и ППРО, 2009.

6. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: Юнити-Данс, 2010.

7. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / пер. с немецкого. – М.: Экономика, 2011.

8. Опыт разработки системы оценки персонала для малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс. URL: http://www.hr-portal.ru/article/opyt-razrabotki-sistemy-otsenki-personala-dlya-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 10.10.2013).

9. Исаев А.П. Методы оценки результатов работы и мотивация персонала. – М.: Экономика, 2011.

10. Папонова Н. Внедрение электронной аттестации персонала: с чего начинать? // Кадры предприятия. – 2012. – № 14.

11. Лобанов О. Оценка деятельности персонала как основа построения системы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2011.

12. Реймаров Г.А., Ионов В.В., Соловьев Н.П. Комплексная оценка персонала. // Управление персоналом. – 2012. – № 12.

13. Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?