студент
Санкт-Петербург, Россия
УДК 80 Общие вопросы филологии, лингвистики и литературы. Риторика
ГРНТИ 16.21 Общее языкознание
ГРНТИ 16.41 Языки мира
ОКСО 45.03.01 Филология
ББК 80 Филологические науки в целом
ББК 81 Языкознание
ТБК 84 Филологические науки
В статье рассматривается соотношение категорий «эллинство» и «варварство» в апологии Татиана «Слово к эллинам». Анализ использования этих категорий позволяет понять, что они полисемантичны, различные их значения используются Татианом как элементы апологетической тактики. Наиболее важными определениями этих категорий являются «полития» и «пайдейя», посредством которых Татиан определяет христианскую идентичность.
Татиан Ассириец, апологетика, христианская идентичность, варварство, эллинство.
Труды христианских апологетов II в. заложили основу для формирования христианской идентичности. Христиане представлялись апологетам как «третий род», несущий божественное откровение и гонимый иудеями и язычниками [6, c. 101-104]. Формированию этого представления способствовала полемика с иудеями и интеллектуальной элитой языческого общества, в отношении которой апологеты стремились презентовать христианство как философскую школу, чье учение обладает древностью и совершенной истинностью [5, c. 7-25].
Значительное внимание проблеме христианской идентичности отводится в апологии Татиана Ассирийца. О Татиане известно, что он родился около 120 г. в Сирии, получил хорошее образование, после чего странствовал по средиземноморью в качестве софиста. Затем Татиан под воздействием прочитанных им библейских книг обратился в христианство и присоединился к римской школе Иустина Философа. Но после 169 г. Татиан порвал сношения с Римской церковью и отправился в Сирию, где позже и умер, возглавляя там секту энкратитов. К сохранившимся работам Татиана относятся сирийская «гармония» Евангелий «Диатессарон» и апология «Слово к эллинам» [3, c. 67-69].
«Слово» было написано в период 161–172 гг., оно выделяется среди прочих апологий своей формой, поскольку имеет коллективного адресата – «эллинов» (Tat. Orat., 1; 4). По-видимому, достаточно большую часть предполагаемой аудитории апологии составляла языческая интеллектуальная элита. На это указывает отсутствие прямого упоминания Христа и христиан, использование ссылок на библейских пророков лишь дважды [4, c. 70-71] (Tat. Orat., 20; 36), но зато Татиан активно привлекает материал классической литературы и приемы софистической риторики [4, c. 29-31].
Противопоставление понятий «эллинства» и «варварства» у Татиана имеет три основных аспекта [2, c. 81-84]. Это этническое противопоставление греков и римлян варварским народам [2, c. 93], религиозное противопоставление язычников христианам [2, c. 109-110], противопоставление нескольких «политий» [2, c. 108-109]. Понятие «полития» у Татиана близко к понятиям «философия» [2, c. 109-110; 112-113; 115] и «пайдейя» [2, c. 108-109; 112-113]. В его содержание входит язык, мировоззрение, религиозные нормы, образ жизни [1, c. 60-61]. Так апологет указывает, что эллины сами установили себе законы, которые понимаются здесь не в юридическом, но более широком смысле: «Как мне послушаться человека, говорящего, что солнце – раскаленная глыба <…> что пользы от аттических выражений, и философских соритов, и убедительности умозаключений, от измерений земли, и положений звезд, и путей солнца? Ибо заниматься такими изысканиями – дело того, кто сам себе полагает законом свои учения.» [2, c. 108-109]. Эти законоположения образуют образ жизни, а на его основе «политию» [2, c. 109]. Христианство является одной из «политий», законов которой держится Татиан [2, c. 115]. При этом «политии» не связанны с политической властью [2, c. 86-87], так Татиан отличает политию римлян от политии греков, повинующихся императору римлян [2, c. 104].
Противопоставление «эллинства» и «варварства» как этнических категорий позволяет Татиану продемонстрировать то, что культура греков и римлян состоит из заимствований культурных достижений варваров. Причем Татиан рассматривает эти заимствования вперемешку, например, говоря о воспринятии греками письма у финикийцев, апологет затем упоминает заимствование пластики у этрусков, не указывая, что оно произведено римлянами, а не греками [2, c. 93–94].
1. Приходько М.А. Апологетика Иустина Философа и Татиана Ассирийца как опыт самосознания христианской культуры. Дисс. канд. филос. наук. СПб. 2014.
2. Раннехристианские апологеты II-IV веков / Под ред. Н.Г. Семенова. – М.: Ладомир, 2000. 200 c.
3. Falkenberg R. Tatian // Early Christianity in the Context of Antiquity: In Defence of Christianity. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. P. 67–81.
4. Fojtik J.E. Tatian the Barbarian // Early Christianity in the Context of Antiquity: Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2009. P. 23–35.
5. Ulrich J. Apologists and apologetics in the second century // Early Christianity in the Context of Antiquity: In Defence of Christianity. Early Christian apologists. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. P. 7–25.
6. Young F. Greek Apologists of the Second Century // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 101-104.