Тула, Тульская область, Россия
Статья посвящена индивидуально-творческому подходу к подготовке учителя, который, по мнению автора, противостоит репродуктивно-массовому. Главная цель автора — показать, как осуществлять этот подход на практике. Для достижения цели дан детальный анализ моделирования в педагогической науке. Построение модели потребовало анализа взаимосвязанных понятий «структура» и «система». Доказано, что в моделировании и реализации индивидуально-творческой подготовки будущего учителя необходимо интеграционное развитие индивидуальных способностей, активности, творчества. Описаны задачи индивидуально-творческой подготовки учителя и этапы реализации этих задач. В рамках каждого этапа представлены структурные элементы и формируемые качества личности учителя. В статье доказана взаимосвязь в структуре индивидуально-творческой подготовки учителя, мотивационно-творческой, теоретической и практической подготовки. Прослежена роль учебно-познавательных задач, которые рассматриваются как микроэлемент модели индивидуально-творческой подготовки учителя, в организации учебной и внеурочной работы, учебной и научной деятельности студентов. Основным итогом реализации описанной модели является развитие творческой индивидуальности учителя.
индивидуальный подход, модель, творческая подготовка, педагогическое образование, профессионализация, компетенции, опытно-экспериментальная работа, элементы системы.
Фактором, объединяющим национальные системы подготовки учителей, является отличие педагогического образования от других секторов профессиональной подготовки [10]. Эти отличия объясняются необходимостью перевода новых социальных установок в новую технологию подготовки будущего учителя [7]. Во многих актуальных исследованиях педагогической науки раскрываются пути обновления педагогического образования, разработаны современные подходы и принципы подготовки будущего учителя. Мы же в своем исследовании, выделяя индивидуально-творческий подход как особенно важный, противостоящий репродуктивно-массовому, хотим
отметить как главный вопрос: как это сделать? — то есть, каким образом осуществить индивидуально-творческую подготовку будущего учителя в условиях педвуза [1]. Основываясь на современных принципах и подходах к высшему педагогическому образованию, мы создали структурную модель и апробировали «технологию» индивидуально-творческой подготовки будущего учителя в соответствии с трактовкой технологии образования и исследованиями отечественных ученых, осуществляя перенос теории в практику путем проектирования и реализации механизмов ее внедрения. Приступая к моделированию индивидуально-творческой подготовки будущего учителя, мы рассмотрели предварительно теоретические основы моделирования, необходимость и возможность его использования в современной педагогической науке. Модель (в широком смысле) — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» (энциклопедический словарь). Моделирование — это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов [3]. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования — как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). В математике и логике моделью какой- либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых, отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности. В психологии моделирование — это исследование психических процессов и состояний с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.
1. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 24.
2. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании : монография / Под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. — Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. — 261 с.
3. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент : учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 330 с.
4. Развитие адаптационного потенциала будущего учителя в образовательной среде педагогического вуза : монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, С.Н. Кипурова. — Saarbruken : Lap Lambert, 2015. — 145 с.
5. Сергеев А.Н. Исторический анализ парадигмальных изменений в образовании / А.Н. Сергеев, Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 1. — С. 221–226.
6. Система непрерывного формирования готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности по образовательным программам СПО : монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, А.В. Сверчкова и др. — Тула, 2016.
7. Шайденко Н.А., Калинина З.Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. — 2010. — № 6. — C. 44–50.
8. Шайденко Н.А. Личностные и профессиональные качества учителя: историографический анализ и современные пути формирования в вузе. Материалы к лекциям по курсу «Введение в профессионально-педагогическую специальность»: учебное пособие / Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. — Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. — 36 с.
9. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, З.Н. Калинина. — Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000. — 108 с.
10. Шайденко Н.А., Кутепов С.Н. Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 1 (28). — С. 100–110.
11. Шайденко Н.А., Сергеев А.Н. Оценка сформированности педагогических компетенций студентов педагогического вуза // Образование личности. — 2013. — № 1. — С. 12–17.
12. Шайденко Н.А. Развитие адаптационного потенциала учителя в воспитательной среде педагогического вуза : монография / Н.А. Шайденко, С.Н. Кипурова, А.В. Сергеева. — Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. — 145 c.
13. Шайденко Н.А. Emotional Burnout in Megalopolis Education Environment: Human Destruction Phenomenon / Н.А. Шайденко, Е.Я. Орехова // В сборнике: Th e European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. — С. 486–494.
14. Шайденко Н.А. Профессиональное развитие учителя как необходимое условие учительского роста // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 9. — С. 27–30/
15. Якушин А.В., Шайденко Н.А., Сухомлин В.А. Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров // Народное образование. Педагогика. — 2010. — № 3. — С. 32–37.