сотрудник
Долгопрудный, Россия
В статье представлена многоуровневая система предметных олимпиад и конкурсов по математике для выявления и развития математически одаренных школьников сложившаяся в настоящее время в России. Описывается деятельность каждого структурного компонента и их назначение. Раскрываются концептуальные основы работы с математически одаренными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов: формирование интеллектуальной элиты; повышение роли математики в современном обществе; выявление, отбор и самореализация одаренных детей; профессиональная ориентация; разработка и специфика заданий для математических олимпиад и конкурсов; тренерское сопровождение в работе с математически одаренными детьми; содержание и этапы работы с математически одаренными детьми; разнообразие форм дополнительного образования математически одаренных детей; стимулирование учителей к работе с одаренными детьми; организационная поддержка органов управления образованием; популяризация математического образования.
математически одаренные, многоуровневая система, олимпиады и конкурсы, концепция.
Основой успешной математической деятельности является не сумма конкретных предметных знаний, а способность логически мыслить, умение создать достаточно сложную и, главное, новую логическую конструкцию. Обеспечить условия развития математических способностей детей в рамках традиционного обучения невозможно, что вызывает необходимость создания соответствующей системы работы с математически одаренными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов (рис. 1). Официальным федеральным мероприятием по работе с одаренными в математике детьми является Всероссийская олимпиада школьников по математике. Она традиционно проводится в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный). Согласно Порядку проведения задания школьного этапа для всех школ муниципального образования готовят муниципальные предметно-методические комиссии, для муниципального этапа для всех школ региона — региональные методические комиссии (во всех регионах) и для регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады — Центральная предметно-методическая комиссия по математике. Организаторы соответствующих этапов Всероссийской олимпиады школьников определяются нормативными документами. С июня 2015 г. начал функционировать Всероссийский центр по работе с одаренными детьми «Сириус» Фонда «Талант и Успех», расположенный в г. Сочи [4]. Одно из трех направлений его работы — наука, основным содержанием которого является математика. Председателем попечительского Совета Фонда является Президент Российской Федерации. Во многих городах страны проводятся региональные и межрегиональные сезонные профильные школы (в основном летние), во многих случаях их организаторами выступают региональные органы управления системы образования. Для проведения занятий как в Центре «Сириус», так и в этих школах привлекаются специалисты из Центральной предметно-методической комиссии по математике, другие преподаватели ведущих образовательных организаций: университетов страны (МФТИ, СПбГУ и др.), физико-математических лицеев, математических кружков (Курган, Майкоп, Ульяновск, Ярославль и др.), а также студенты ведущих университетов из числа бывших победителей олимпиад высокого уровня. Этой же группой специалистов осуществляется методическая поддержка различных командных соревнований по математике, в том числе:
■ Кубка Колмогорова;
■ Южного математического турнира;
■ Уральских турниров юных математиков.
Важнейшую роль в поддержке работы с одаренными детьми в нашей стране играют математические лицеи, которые осуществляют целенаправленный отбор математически одаренных детей. Процесс обучения в них ориентирован на будущую профессиональную деятельность, связанную либо непосредственно с математикой, либо с ее приложениями. В летнее время школьники, проявляющие способности в математике, имеют возможность участия в математических лагерях, которые проводятся во многих регионах страны.
1. Колмогоров А.Н. О развитии математических способностей (Письмо В.А. Крутецкому) // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 103–106.
2. Летняя физико-математическая школа // Официальный сайт «Автономное общеобразовательное учреждение физико-математического лицея № 5 города Долгопрудного» [Электронный ресурс]. — URL: http://fml5.ru/nash-litsej/lfmsh.
3. Московский центр непрерывного математического образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mcnmo.ru/.
4. Официальный сайт «Образовательный центр «Сириус» [Электронный ресурс]. — URL: https://sochisirius.ru/.
5. Официальный сайт «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.239.ru/