АНАЛИЗ ФОНДА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОПИСАНИЙ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены результаты исследования фонда стандартов и нормативных документов, которые применялись при составлении описаний объектов государственных закупок на федеральном уровне. Исследование проводилось на основе контент-анализа 2089 закупок, осуществленных в течение 2017 г. 15 федеральными органами исполнительной власти. В составе рассмотренной закупочной документации было идентифицировано 22 052 ссылки на 2657 документов по стандартизации и иных нормативных документов. Проведен анализ структуры и возраста документов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программы национальной стандартизации, а также перспективных программ национальной стандартизации по приоритетным направлениям. Методический аппарат исследования может применяться при осуществлении мониторинга правоприменения. Исследование проводилось в рамках исполнения государственного контракта от 17.04.2018 № 18401.16Д0190019.10.002.

Ключевые слова:
государственные программы, программы национальной стандартизации, государственные закупки, 44-ФЗ, описание объекта закупки, техническое задание, техническое регулирование, стандартизация, фонд стандартов, мониторинг правоприменения.
Текст

Одним из инструментов реализации государственных и муниципальных программ, а также предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [1] национальных проектов являются государственные и муниципальные закупки. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее — Закон № 44-ФЗ) функционирование контрактной системы в сфере закупок осуществляется в том числе на принципах:
• обеспечения конкуренции;
• стимулирования инноваций;
• ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• ответственности за эффективность осуществления закупок.
Принимая во внимание, что данные принципы имеют разнонаправленный вектор, и усилия по обеспечению соблюдения каждого отдельного принципа могут негативно отражаться на соблюдении других принципов, одной из актуальных научных проблем в сфере закупочной деятельности является обеспечение разумного баланса между результативностью, эффективностью, инновациями и конкуренцией. Другими словами, цели и задачи государственных программ должны обеспечиваться закупками товаров, работ и услуг, которые не только отвечают непосредственным потребностям государственных заказчиков, но соответствуют требованиям безопасности и современному уровню развития науки, техники и технологий, а также не ограничивают добросовестную конкуренцию между различными участниками экономической деятельности. 

Описание объекта закупки
Законодательством о государственных и муниципальных закупках, а также закупках компаний с государственным участием как в России, так и за рубежом, предусмотрены различные механизмы решения вышеуказанной проблемы. Одним из таких механизмов являются правила описания объектов закупки и формирования технических заданий на закупку товаров, работ и услуг. Описание объекта закупки в той или иной форме и объеме применяется на различных этапах закупочного процесса, в том числе при разработке нормативных правовых актов по вопросам нормирования в сфере закупок, формировании планов закупок и планов-графиков, определении начальной (максимальной) цены контракта, подготовки извещения об осуществлении закупки и составления закупочной документации, осуществлении закупочных процедур, а также при заключении государственных контрактов и приемке поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг. Одним из общепризнанных правил описания объекта закупки является требование об обязательном применении при описании объекта закупки
различных нормативных документов и документов по стандартизации. В той или иной форме и объеме соответствующее требование содержится как в законодательстве США и Европейского союза, так и в законодательстве стран Евразийского экономического союза. На территории Российской Федерации данное требование в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязательное «использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика».

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [Текст].

2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Текст].

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст].

4. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [Текст].

5. Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» [Текст].

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2016 № 672 «О межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации» [Текст].

7. Единая информационная система в сфере закупок товаров, работ и услуг [Электронный ресурс]. — URL: http://zakupki.gov.ru/

8. Барыкин А.Н. Применение требований в области технического регулирования и стандартизации при описании объекта закупок [Текст] / А.Н. Барыкин, М.Ж. Будожапова // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. — 2016. — № 45. — С. 8–11.

9. Гареева Д.Ф. Проблемы, возникающие при описании объекта закупки на выполнение работ с применением товара [Текст] / Д.Ф. Гареева // Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию образования российских антимонопольных органов «Актуальные теоретические и практические проблемы применения законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Челябинск. — 2016. — С. 90–92.

10. Матишова Е.С. Актуальные вопросы использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений, терминологии, предусмотренных техническими регламентами, национальными стандартами [Текст] / Е.С. Матишова // Материалы научно-практического семинара и регионального семинара-совещания территориальных органов ФАС России Уральского округа «Тарифное и антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. Контроль закупочной деятельности хозяйствующих субъектов, подлежащих тарифному регулированию (в рамках федеральных законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ). Проблемы применения административной ответственности. Судебная практика». — Челябинск, 2018. — С. 136–139.

11. Толмачева И.А. Стандартизация в контрактной системе Российской Федерации [Текст] / И.А. Толмачева // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. — 2017. — № 4-5. — С. 143–149.

12. Чернышов М. О выполнении требований национальных стандартов при закупках товаров, работ и услуг [Текст] / М. Чернышов // Самоуправление. — 2012. — № 3. — С. 22–23.

Войти или Создать
* Забыли пароль?