ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД: III ВОЛНА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена итогам I, II и III волн политологического проекта – «Глобального исследования политизации социальных сетей». В качестве научной методологии был избран контент-анализ политического дискурса социальных сетей, принципы компаративистики, а также метод кейс-стади. Финальная волна проекта дополнительно подтвердила, что подрыв доверия граждан различных государств к таким демократическим институтам, как партии и парламент приводит не только к видимым последствиям – политическому абсентеизму и общественному эскапизму, но и провоцирует более глубокий процесс стремительной политизации сообществ социальных сетей Интернета. Эмпирические данные волн показывают, что в странах различных регионов – от Латинской Америки до Восточной Европы – существуют провластные, умеренно оппозиционные и радикальные сетевые сообщества, формирующие общие сетевые политические культуры и соответствующие политические сетевые идентичности. Авторы обнаружили, что из-за роста коммуникационных связей представителей аморфных политических субкультур на базе сетевых сообществ Интернета формируются более устойчивые и постоянные сетевые политические идентичности. Подобное можно связать с «принципом Стаута», согласно которому длительная политическая практика трансформируется в политическую традицию. Следовательно, для разрушения сетевой политической идентичности нужны более фундаментальные политические и социально-экономические процессы. Сделано и другое наблюдение: в настоящее время активно развивается сегмент ИТ-бизнеса, заинтересованный в «погружении» граждан в социальные сети. Политико-консалтинговые фирмы, связанные с данным сегментом бизнеса, нацелены исследовать активность интернет-пользователей посредством инновационной психометрической методологии Big Data. Заказчиком такого рода исследований являются следующие политические субъекты: государство, партии, близкий к ним бизнес, а также экстремистские организации. Результатом этого становится целостный политико-технологический процесс, тесно связанный с сетевыми политическими идентичностями: анализ цифровых следов пользователей с помощью инструментов Big Data; выявление политизированных пользователей Интернета и существующих сетевых политических идентичностей; таргетированная микро-целевая пропаганда; новая, итоговая сконструированная целевая аудитория в виде сетевой политической идентичности или группы лояльных пользователей. Неслучайно исследование показало, что в различных странах мира власти нацелены не только на политическую цензуру, но и на создание в Интернете собственных «носителей легитимности», провоцируя конструирование относительно устойчивых сетевых политических идентичностей через распространение специфических алгоритмов взаимодействия граждан в социальных сетях.

Ключевые слова:
легитимность, Big Data, социальные сети, власть, политический режим, Интернет, политизация, идентичность, политические коммуникации, сетевая политическая идентичность, Cambridge Analytica.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современную эпоху Интернета очень трудно разграничить некие идеальные типы идентичности, культуры и легитимности. Скорее, есть их своеобразный синкретизм. Неслучайно Карл Юнг писал о том, что общим итогом Реформации, Просвещения и Индустриальной революции стало появление так называемого «массового человека» Западного мира. Немецкий психолог считал, что в новом атомизированном обществе исчезла индивидуальная ответственность и разобщенные индивиды, наоборот, стали тянуться к группам, коллективам с авторитетными личностями и вождями, способных принять всю полноту ответственности на себя [16]. В итоге, по мнению Юнга, социальная атомизация формирует благоприятные условия для становления диктатуры. Мир виртуальной реальности красноречиво свидетельствует о стремлении разобщенных пользователи сетей Интернета объединяться в группы, сообщества для включения в политический дискурс на фоне подрыва доверия к партиям и парламентам. Очень примерно это можно связать с процессом смены поколений: если «поколение X» отличалось групповым сознанием, выраженным через традиционные институты и классические идеологии, а «поколение Y» характеризовалось индивидуализацией сознания и деидеологизацией, то современное «поколение Z» возвращается к групповому сознанию и реидеологизации, но уже через сообщества социальных сетей, их сетевые политические идентичности. Сам же процесс потребления информации сменил индивидуальный формат на коллективный [3]. Но является ли Интернет новым горизонтом демократии или удобным путем в сетевой тоталитарный лабиринт? И самый главный вопрос – почему появляются сетевые политические идентичности, и кто в этом заинтересован?

Методологический контур исследования

Уход абсентеистов и их политического дискурса в Интернет предполагает формирование различных аморфных сетевых политических субкультур (и на их базе более устойчивых сетевых политических идентичностей) со своими авторитетами и ценностями, – провластных (патриотически настроенных), умеренно-оппозиционных и радикальных, антиправительственных. Эволюция социальных сетей Интернета объективно приводит к новым рискам (и потенциалам) легитимности современных политических режимов по причине аккумуляционного эффекта узлов социальных сетей. Сетевой узел подразумевает отдельных пользователей в пределах сети (как правило, крупные группы, сообщества), между которыми строятся связи или, по-другому, – френды (friends). В первое время учеными изучалась так называемая виртуализация политики, когда только появлялся Интернет и политизированные темы, идеологии, политические символы, новости буквально квантами проникали в социальные сети и их сообщества (например, работа Д.В. Иванова «Виртуализация общества»). Наконец, совсем недавно стали анализироваться последствия подобного феномена. Профессор С.В. Тихонова заметила, что кроме виртуализации общества имеется и обратный процесс – социализация Интернета, в ходе которой виртуальные образы обогащаются реальными, персонифицированными социальными связями [19, с. 138-152]. Выходит, что политизированный Интернет стал, наоборот, влиять на общественное сознание реальных людей, особенно на их взгляды, на политику власти. Иными словами, возник эффект «сетевого бумеранга».

Список литературы

1. Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация. М.: ВШЭ. 2012. – 288 с.

2. Быков И.А. Коммуникативная агрессия в политическом дискурсе современной России //Журнал политических исследований. – 2018. – Т.2. – №3.

3. Володенков С.В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций //Журнал политических исследований. –2018. – Т. 2. – № 3.

4. Воробьев Д.М. Носитель легитимности (Российская политическая традиция организации социального адреса Власти) //Полис. Политические исследования. – 2005. – №3. – С. 56–64. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2003.05.07

5. Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение: монография. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. 2011. – 172 с.

6. Дзоло Д. Демократия и сложность: реалистический подход. 2010. М.: ВШЭ. 320 с.

7. Дуткевич П., Казаринова Д.Б. Конец эпохи глобализации: причины и последствия //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». – 2017. – Т. 19. – № 1. – С. 7–14. DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-7-14

8. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ВШЭ. 2017. – 591 с.

9. Кин Дж. Демократия и декоданс медиа. М.: ВШЭ. 2015. – 312 с.

10. Лымарь Е.М., Федорченко С.Н., Рябинкин Г.Ю. Политизация социальных сетей: сравнение двух волн проекта //Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1. – №. 4. – С. 50–77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19596/view (дата обращения: 22.09.2018).

11. Матюхин А.В. Ключевые категории политической власти в монархической теории Л.А. Тихомирова //Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1. – №. 4. – С. 115–128. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19594/view (дата обращения: 28.09.2018).

12. Матюхин А.В. Самодержавная система государственного управления в монархической теории Л.А. Тихомирова //Журнал политических исследований. – 2018. – Т. 2. – №. 2. – С. 1–15. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22182/view (дата обращения: 22.09.2018).

13. Морозова Е., Мирошниченко И., Рябченко Н. Фронтир сетевого общества //Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – Т. 60. – №2. – С. 83–97.

14. Муштук О.З. Российская нация или российский народ? // Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1. – №. 4. – С. 1–14. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19595/view (дата обращения: 22.09.2018).

15. Муштук О.З. Высокие должностные оклады чиновников – панацея от коррупции? //Журнал политических исследований. – 2018. – Т. 2. – №. 1. – С. 63–83. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20316/view (дата обращения: 28.09.2018).

16. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. 2010. СПб.: Азбука-классика. 256 с.

17. Сморчков А.М. Двойные стандарты в оценках римской демократии //Журнал политических исследований. – 2018. – Т. 2. – № 3.

18. Стаут Дж. Демократия и традиция. М.: Прогресс-Традиция, Территория будущего. 2009. – 464 с.

19. Тихонова С.В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета //Полис. Политические исследования. – 2016. – №3. – С. 138–152. DOI: 10.17976/jpps/2016.03.11

20. Федорченко С.Н., Лымарь Е.М., Федорченко Л.В. Итоги глобального исследования политизации социальных сетей //Стратегическая стабильность. – 2016. – № 4 (77). – С. 69–73.

21. Федорченко С.Н. Big Data в политическом процессе Новой Зеландии //Обозреватель-Observer. – 2018. – № 6 (341). – С. 66–83.

22. Beer D. Power though the algorithm? Participatory web cultures and the technological unconscious //New Media & Society. 2009. Vol. 11. №6. P. 985–1002. DOI: 10.1177/1461444809336551

23. Freeman L.C. Centrality in Social Networks' Conceptual Clarification //Social Networks. 1979. №1. P. 215-239. DOI: https://doi.org/10.1016/0378-8733(78)90021-7

24. Guenno J.M. La Fin de democratie. Paris: Flammarion. 1993. 180 p.

25. Kang Ch., Molinaro C., Kraus S., Shavitt Y., Subrahmanian V.S. Diffusion Centrality in Social Networks //IEEE/ACM International Conference on Advances in Social Networks Analysis and Mining. Washington, Tokyo. 2012. P. 557-564.

26. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/980966813843509249?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=http%3A%2F%2Fwww.mk.ru%2Fpolitics%2F2018%2F04%2F03%2Freyting-donalda-trampa-dostig-50.html&tfw_site=mkomsomolets (дата обращения: 20.05.2018).

27. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nashvancouver.com/rejting-populyarnosti-pravitelstva-tryudo-upal-do-rekordno-nizkoj-otmetki/ (дата обращения: 20.05.2018).

28. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20170810/1500118620.html (дата обращения: 20.05.2018).

29. [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/t/новости/1031098/rieitingh_priezidienta_brazilii_dostigh_5 (дата обращения: 20.05.2018).

30. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.euronews.com/2018/05/23/colombian-elections-explainer-ru (дата обращения: 20.05.2018).

31. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5218933 (дата обращения: 20.05.2018).

32. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/thebell_io/1395 (дата обращения: 20.05.2018).

33. [Электронный ресурс]. URL: https://thinktanks.by/publication/2017/11/17/uroven-svobody-interneta-v-belarusi-vernulsya-k-urovnyu-2015-goda.html (дата обращения: 20.05.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?