Орел, Орловская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье научно обосновываются подходы к обеспечению преемственности между двумя уровнями образования – дошкольным и начальным общим, рассматривается соответствующая нормативно-правовая база, обсуждается специфика общественного отношения к данной проблеме. Описываются условия формирования у дошкольников таких предпосылок учебной деятельности, как позиция субъекта, личностный (мотивационный) компонент, умение работать по инструкции, а также самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, осуществлять контроль над способом выполнения своих действий и оценивать их, владение общими способами познавательных действий.
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием; механизмы и условия формирования предпосылок учебной деятельности; нормативно-правовая основа деятельности образовательных организаций; принципы и ценности российского дошкольного образования.
В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребенка в качестве субъекта доступных ему видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, изобразительной, музыкальной, двигательной. В дальнейшем, уже во время обучения детей в первом классе, под руководством учителя на основе сформированных в детском саду предпосылок происходит становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности [1]. Согласно С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву и другим исследователям субъект и субъектность появляются, проявляются и развиваются в деятельности, в активности. Таким образом, категории «субъектность» и «деятельность» взаимосвязаны: деятельность человека – условие формирования и развития субъектности; субъектность – одно из условий включения человека в самостоятельную, развивающую деятельность. Следовательно, задачей педагогики является поиск путей и средств поддержания и стимулирования активности ребенка в образовательном процессе, а задачей педагога – их использование для организации деятельности детей, создания условий, обеспечивающих максимальную реализацию личности как субъекта деятельности. Определяющее значение для развития личности, субъектности в деятельности имеет сохранение ребенком позиции индивида в организуемой или поддерживаемой взрослым детской деятельности. От этого во многом зависит интерес дошкольника к деятельности, ее развивающий эффект. Сегодня и воспитатель дошкольной организации, и учитель начальной школы, прежде всего, должны рассматривать в качестве цели образования поддержку стремления растущей личности к проявлению инициативы, активности, самостоятельности в познавательной деятельности, которые лежат в основе саморазвития, самообразования. Однако исследователь учебной самостоятельности младших школьников О.А. Рыдзе справедливо отмечает, что значительное число учителей начальных классов не создают на уроке условий для проявления самостоятельности учащегося: только 57% педагогов отводят на самостоятельный труд учеников на уроке около 10 минут. Все этапы обучения: объяснение, закрепление учебного материала, контроль за процессом и результатом деятельности – осуществляет учитель. «При такой организации учебной деятельности, – отмечает О.А. Рыдзе, – ребенок просто не успевает проявить инициативу» [8, с. 46]. Между тем стимулировать познавательную активность ребенка можно, например, «погружая» его в необычные условия, создавая несложные проблемные ситуации. В таком случае, по мнению исследователя В.А. Петровского, происходит «выход» человека за его собственные пределы, легко обнаруживаются и развиваются субъектные проявления. Важнейшее условие поддержания процесса становления субъектности ребенка – диалогизация взаимодействия субъектов педагогического процесса, поскольку, согласно М.М. Бахтину, человек может быть понят только в диалоге и через диалог.
1. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 48 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1978. — С. 243–267.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
6. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста [Электронный ресурс] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с. — URL: http://www.studmed.ru/view/elkonin-daniil-venger-al-red-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-6-7-letnego-vozrasta_b068caaca3d.html (дата обращения: 10.05.2018).
7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детство. — М.: Творческий центр «Сфера», 2010. — 144 с.
8. Рыдзе О.А. Курс «Математика вокруг нас»: развитие самостоятельности младшего школьника средствами учебного предмета // Начальное образование. — 2017. — № 2. — С. 45–52.
9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Электронный ресурс]. — М.: Логос, 1999. — 272 с. — URL: http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-22. shtml (дата обращения: 10.05.2018).
10. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.05.2018).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 10.05.2018).