В работе с использованием макромоделирования дан анализ макроэкономической политики и ее влияния на инновационную активность. Дана общая характеристика работы ведомств, ответственных за макроэкономическую политику. Обсуждаются проблемы, связанные со стремлением к бездефицитности бюджета. Показано, что сложившиеся тенденции не способствуют ускоренному развитию инновационной сферы и модернизации экономики России.
макроэкономическая политика, инновационная активность, бездефицитность бюджета, макромоделирование
Перспективы устойчивого социально-экономического развития современной России зависят от макроэкономической, в первую очередь фискальной и денежно-кредитной политики, обеспечивающей возможности для обеспечения спроса на инновации и достижения науки. Существует несколько мнений относительно фискальной и денежно-кредитной политики, проводимой в России в первом десятилетии XXI в.
Кое-кто считает, что эта политика была исключительно позитивной: был осуществлен переход к плоской шкале подоходного налога (13%), что якобы привело к снижению сектора «теневой экономики» и декларированию высоких доходов; были введены налоги на извлечение и экспорт нефти и газа; стабилизационный фонд был подразделен на две части: резервный фонд и фонд национального благосостояния, благодаря чему в 2008 г. была поддержана банковская система и т.д. Сторонники этой точки зрения, как и бывший министр А. Кудрин, основными проблемами считают высокий уровень государственных расходов и коррупцию; по их мнению, необходимо снизить расходы на оборону, проводить дальнейшую приватизацию и т.п.
Ряд экспертов также считает, что фискальная политика была позитивной, имея в виду в первую очередь введение налогов на нефтегазовый сектор и подчеркивая, что это позволило наполнить государственный бюджет. Однако при этом они не одобряют либеральную ориентацию финансовой и денежной политики, при которой влияние государства на экономику снизилось и расходы консолидированного бюджета относительно ВВ П (35–37%) оказались ниже, чем во многих странах ЕС. Следует упомянуть и рекомендации финансистов МВ Ф, которые нацелены на формирование Резервного фонда в размере 7% ВВ П, сокращение бюджетных расходов, реформирование пенсионной системы, улучшение контроля над инвестициями и приватизацию госпредприятий, что, по их мнению, будет способствовать привлечению частных инвестиций [22].
1. Аганбегян А.Г. (Стратегическая задача России – ускорение социально-экономического развития // Экономические стратегии. 2013. № 7.
2. Варшавский А.Е. Научно-технический прогресс в моделях экономического развития. Методы анализа и оценки. М.: Финансы и статистика, 1984.
3. Варшавский А.Е. Значительное снижение неравенства доходов – важнейшее условие перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях // Экономика и математические методы. 2007. Т. 43. №4. С. 35–55
4. Варшавский А.Е. Экономические проблемы разработки научно-технической и инновационной политики России в условиях глобализации // Концепции. 2008. № 2.
5. Варшавский А.Е. О проекте МЭР «Инновационная Россия-2020» (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.). Круглый стол в редакции // Инновации. 2011. № 2.
6. Варшавский А.Е. Проблемы науки и ее результативность // Вопросы экономики. 2011. № 1.
7. Варшавский А.Е. Влияние макроэкономической политики на инновационную активность. В кн.: Экономико-математические и инструментальные методы на службе модернизации народного хозяйства: сборник докладов и сообщений Всероссийской научной конференции, 28 ноября 2013 г. Т. 2 / под ред. В.Л. Макарова и Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2013. С. 40–57.
8. Варшавский А.Е. Роль макроэкономической политики в определении спроса на инновации // Концепции. 2013. № 1. С. 3–13.
9. Варшавский А.Е. Проблемные инновации: риски для человечества. М.: ЛЕНАНД, 2014. 328 с.
10. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. № 4.
11. Жуковский В. Система удушающих приемов Банка России // Экономические стратегии. 2012. № 10.
12. Интервью Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной информационному агентству «Рейтер». ЦБ РФ. 24 июня 2013 г. http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Nabiullina_Reuters_24062013.htm
13. Казьмин Д. Российский бизнес делает выводы из кипрской экспроприации // Ведомости. 2013. 19 марта.
14. Кудрин А. Чего мы ждем от нового правительства // Экономическая политика. 2012. № 2.
15. Мещерин А. Недра, климат, инвестиции // Нефтегазовая вертикаль. 2014. № 1.
16. Миловзоров А. Крах Кипра поможет реализовать план Путина. 19 марта 2013 г. URL: http://www.utro.ru/articles/2013/03/19/1107701.shtml
17. Плотонова О. Интервью Сергея Игнатьева, председателя Банка России // Ведомости. 2013. 20 февраля.
18. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / под ред. академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. М.: Российская академия наук, 2013.
19. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2011.
21. Три задачи Набиуллиной: инфляция, экономический рост, дешевые кредиты. Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3297000.
22. Фадеев Н. МВФ предупредил Россию о застое. YTPO.
23. Яковенко Д. Состояние тяжелое, прогноз – позитивный // Эксперт. 2011. №47. 28 ноября.
24. Koudrine: perspectives pour les finances russes. Le Courrier de Russie, 2011, 14–28 Octobre, p. 6, 7.
25. Palley T. The Case against Budget Surpluses. Challenge. V. 44, № 6, 2001, p.13–27.