Елец, Россия
В статье определены этапы становления женского педагогического образования от истоков до создания педагогических классов при женских гимназиях, являвшихся особенной чертой российского образования второй половины XIX в. и поэтому представленных автором как феномен формирующейся образовательной системы названного периода. Деятельность выдающихся российских педагогов охарактеризована как основополагающая в сфере женского педагогического образования, показан их вклад в создание педагогических классов. Специфика процесса обучения в педагогических классах, выявленная автором, представляла собой систему профессионально-творческого развития будущих учительниц, компоненты которой названы в статье. В заключение сказано о значении педагогических классов в интерпретации их современников и сделаны авторские выводы относительно той роли, которую педагогические классы сыграли не только в развитии женского педагогического образования, но и начальной школы, являясь в то же время исходным моментом формирования музыкальной педагогики общеобразовательной школы. Материалы статьи могут быть использованы при изучении дисциплины История педагогики и образования, представлять интерес для дальнейших исследований по истории женского образования.
женское педагогическое образование, педагогический класс, феномен, специфика образовательного процесса, профессионально-творческое развитие, значение
1. Богданова В. Институт благородных девиц. М.: Алгоритм, 2017. 448 с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. 512 с.
3. Пономарёва В. В., Хорошилова Л. Б. Женское образование // Большая российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2008. Т. 10. С. 37–38.
4. Родиков А. С. Допрофессиональная педагогическая подготовка в истории отечественной школы и педагогики // Мир образования – образование в мире. 2006. № 2. С. 86–93.
5. Флеров А. П. Константин Дмитриевич Ушинский // Педагогика. 2006. № 2. С. 71–76.
6. Мишина Т. Н. Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины XIX – начала XX вв.: дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2003. 210 с.
7. Лапчинская В. П. Женские гимназии // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 9. С. 169–170.
8. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения: Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ (1862). М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952. 704 с.
9. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 216 с.
10. Деревицкий А. Н. Женское образование в России и за границей: Исторические справки и практические указания. Одесса: тип. Исакович и Бейленсон, 1902. 45 с.
11. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения: Воспитание русской женщины. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 379 с.
12. Арискин В. Г. Женское профессиональное образование в России в конце XIX – начале XX века // Педагогические науки. 2005. № 5. С. 11–19.
13. Шамахов Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири // Ученые записки Томского государственного педагогического института. 1953. Т. 10. С. 47–102.
14. Ельницкий К. В. Значение педагогического образования для женщин и организация занятий в педагогическом классе при Омской женской гимназии // Семья и школа. 1881. № 8-9. С. 120–138.
15. Гончаров М. А. Учебно-педагогическая литература в системе подготовки российских учителей во второй половине XIX – начале XX вв. (из собрания научной библиотеки им. К. Д. Ушинского) // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 77–88.
16. Емельянова Н. Р. Профессионально-творческое развитие обучаемых в педагогических классах при женских гимназиях России второй половины XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Елец, 2016. 294 с.
17. Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. научн. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 13–16.
18. Дьяковский Л. М. Череповецкая Мариинская женская гимназия // 130-летие Череповецкой средней школы № 1 им. Максима Горького. Исторический очерк развития школы за 130 лет (1865–1995). Череповец:, 1996. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/ime/nym/axi/mag/index.htm (дата обращения: 16.12.2017).
19. Игнатович В. В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб.: тип. Ф. С. Сущинского, 1865. 76 с.
20. Стоюнин В. Я. Образование русской женщины // Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища Глухонемых, 1892. С. 512–545.
21. Шилов А. И. Подготовка учительских кадров для начальной и средней школы в женских средних учебных заведениях Восточной Сибири дореволюционной России // Подготовка учителя в условиях регионального учебно-научно-педагогического комплекса. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 1997.
22. Ельницкий К. В. Двадцатипятилетие VIII педагогического класса при Омской женской гимназии // Русская школа. 1893. № 11. С. 125.