Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Pассматривается стратегический ориентир высшей школы, основной целью образования которого служит формирование целостной личности.
социальная активность; психологическая культура; компетентность; немотивированность поступка.
Когда исследователь обращается к изучению личностей, первое, с чем он сталкивается, – это многообразие психических свойств и их проявлений в поведении человека. Интересы и мотивы, склонности и способности, темперамент и характер, идеалы и ценностные ориентации, эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и бессознательного и многое другое – вот далеко не полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело исследователю при создании психологического портрета личности. Уровень необходимого развития перечисленных качеств определяется не только биологическими особенностями, но и обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему практических знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения деятельности, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознания и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, политической культурой, нравственной культурой, бытовой культурой, физической культурой, психологической культурой и т.д. Все это вместе называется общей культурой человека. Именно она и делает человека личностью. Трансляция культуры от одного поколения к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.
Особое внимание следует уделить психологической культуре личности, поскольку она является не только частью или элементом ее общей культуры, но и, одновременно, важнейшим компонентом [1]. Ее можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание других людей как личностей и себя самого, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как структурный компонент личности, является важнейшим инструментом эффективного взаимодействия с людьми, фактором адаптации, жизненного успеха. По прогнозам аналитиков дальнейшее развитие общества будет четко связано с его большей психологизацией и проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могу использоваться в любых сферах жизни (рекламе, политике, идеологии, воспитании и т.д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными [3]. Такого рода воздействия и их отрицательные последствия мы ощущаем уже сегодня. В будущем же их эффективность может неизмеримо возрастать, поскольку возможности совершенствования психотехнологий воздействия безграничны. И в условияхтакого мощного психологического давления глобализирующегося мира человек рискует превратиться послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников,бизнесменов, политических лидеров, тоталитарных сект и преступников и т.д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу современного века.
1. Колмагорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС. 2002.
2. Плеханов Г.В. К вопросу о личности в истории // Избр. филос. произв.: В 5 т. – М., 1958. – Т. 2. – С. 300–334.
3. Таранов П.С. Методы 100% победы. – Симферополь: РЕНОМЕ, 1997.